предыдущая следующая

Беларусь  кино снимается здесь!

9 июля 2019

ИРЕНА КОТЕЛОВИЧ

Национальная киностудия все чаще становится ньюсмейкером и все больше в обнадеживающе позитивных тонах. С приходом Владимира Карачевского на должность генерального директора «Беларусьфильма» в марте прошлого года в здание на проспекте Независимости стали все чаще приглашать гостей – отпраздновать День белорусского кино или посмотреть, как о штатив камеры разбивается очередная тарелка, символизируя начало съемочного периода. Новости об инициативах, копродукциях, свежих проектах льются почти как из рога изобилия, только способны ли они вывести официальный белорусский кинематограф из кризиса? Года, конечно, недостаточно, чтобы оценить эффективность реформ и новых подходов, о которых теперь так часто говорят на киностудии, но некоторые телодвижения кажутся показательными. Собственно о замахе «Беларусьфильма» на большое киномы и поговорили с его руководителем.

Владимир КАРАЧЕВСКИЙ:
 «Нужна масштабная госпрограмма. Я бы назвал ее «Беларусь  кино снимается здесь!»

– Имея за спиной уже больше года в должности генерального директора Национальной киностудии, вы думаете, здесь можно что-то изменить?

– Можно и, более того, нужно, но процесс не будет быстрым. Мы определили, какие проведем реформы, и начали над ними работу. Я посчитал, что в первую очередь в нашей стране нужно создать новые условия для кинопроизводителей, белорусских и зарубежных. Это должна быть масштабная государственная программа – я бы назвал ее «Беларусь – кино снимается здесь!», которая предусмотрит рибейт, рабочие визы, систему услуг для кинематографистов, а также изменит систему бюджетного финансирования. Такие программы существуют в Болгарии, Грузии, Румынии, Венгрии, Чехии, где мировой кинематограф создает большое количество фильмов. В Болгарии, например, в прошлом году было снято сорок пять болливудских картин. Точно также и мы не должны обслуживать только собственное производство, а если хотим активно и интересно жить, входить в копродукцию и продвигать страну, нужно быть открытыми для мировых кинопроизводителей. Посмотрите, какой бум в СМИ вызвала информация о том, что в сериале HBO «Чернобыль» были использованы костюмы «Беларусьфильма». А таких примеров может быть огромное количество, налаженный экспорт услуг мог бы повысить уровень наших специалистов, улучшить материально-техническую базу и поддержать киностудию.

– Насколько воплощение такой государственной программы реально?

– Это реально. Я озвучил свою идею в Министерстве культуры, мы говорим об этом на самом высоком уровне – по крайней мере, мое предложение не отвергли, оно прорабатывается, проводятся расчеты. Зарубежные кинопроизводители, которые к нам приезжают, открывают для себя Беларусь и в один голос утверждают, что им все нравится, но не хватает специальных условий для кинопроизводства. Наша страна для них привлекательна: здесь новые локации, развитая инфраструктура, безопасность, толерантное отношение к людям.

– Но в вашем предложении речь идет именно о системе рибейтаИли будет создана какая-то ей альтернатива?

– Есть надежда на введение рибейта, но дальнейшие действия зависят уже не только от меня – я лишь проявляю инициативу снизу, а правительство рассматривает наше предложение.

– Сколько времени это может занять?

– До конца 2019 года – точно. Мне кажется, шанс у этой программы есть, тем более, если у нас в стране повсюду говорят про важность экспорта услуг. А в это время я везу сюда всех, кого только можно, – потенциальных партнеров из соседних и дальних стран, и пытаюсь донести им привлекательность нашей страны. А появятся дополнительные деньги – киностудия будет уже не выживать, а нормально стоять на ногах. Если вы обратили внимание, наши новые фильмы начинают обрастать историями уже в период запуска. Мы сделали первый трейлер национального кинопроекта «Купала» и уже занимаемся презентациями, предпоказами и предпродажами – мы начинаем работать по законам киноиндустрии.

– Какое второе направление для реформ?

– Изменение модели киностудии, она точно будет меняться. Основными направлениями работы «Беларусьфильма» теперь станут кинопроизводство с обязательным продюсерским сопровождением, оказание услуг – для этого будет сформирован специальный студийный комплекс, дистрибуция и продажа имущественных прав и развитие музейно-туристического кластера. Не хочу порождать слухи, но будут и кадровые изменения: нет необходимости держать столько сотрудников в постоянном штате. Сейчас идут расчеты, как это сделать выгоднее. То, что люди сидят в штате, пользы не приносит, пусть лучше они будут стремиться участвовать в большем количестве фильмов и результативно работать, чтобы получить нормальные деньги.

– Вы как-то сказали, что одной из важных функций «Беларусьфильма» является предоставление рабочих мест.

– Правильно, но не благотворительность. Эта реформа будет осуществляться поступательно, если кого-то мы и переведем на другие отношения, то мягко. Нам сейчас необходимо перестраивать отношения со специалистами и начинать работать в более выгодной для всех форме. Да, мы должны предоставлять рабочие места, но также думать об их эффективности. «Беларусьфильм» – коммерческое унитарное предприятие, а не государственное учреждение и не Дом милосердия.

 – Чего не хватает материально-технической базе?

– Технологии быстро меняются, и актуальное еще три года назад перестает таковым быть. Я, например, не вижу смысла развивать автобазу, потому что для обслуживания съемок аренда автомобилей дешевле, но нам необходимо компьютерное оборудование для анимационной студии и монтажа, обновление парка камер и осветительного оборудования, дозакупается оснащение тон-студии. Кроме того, я думаю о приобретении оборудования для реставрации наших киноархивов, а это, к слову, третье направление для реформ. Мы провели инвентаризацию наших фондов и определили, каким фильмам требуется реставрация, то есть не просто оцифровка, а цветокоррекция и коррекция звука, перевод в качество HD. Работа с библиотекой – это отдельный большой кусок работы, и вместе с ним мы будем расширять сеть дистрибьюторов и партнеров и более активно продвигать свою продукцию. Я считаю, реформы могут сильно повлиять на качество нашего собственного кино, экономику и имидж киностудии, они помогут нам вытащить «Беларусьфильм».

– Насколько большой объем работы предполагает реставрация фонда?

– Каждый фильм требует времени, а библиотека немаленькая – только игровых картин около шестисот, а плюс еще документалистика и анимация. Серьезная реставрация (какую, например, за 32 тысячи долларов сделал «Мосфильм» с фильмом «Иди и смотри») занимает месяцы. Требования к качеству на рынке изменились: библиотеки 2010-го и 2018 года – две разные вещи, первую могут уже и не купить. 

– В разговоре о реформах вы ни разу не упомянули собственный продукт. Вы определили, какое кино должен снимать «Беларусьфильм»?

– В первую очередь, национальное, его у нас недостаточно. Тут не стоит рассчитывать на большие продажи, но это должно быть кино о нас и для нас, по которому нас будут узнавать и идентифицировать. Даже в тех трех проектах, над которыми мы сейчас работаем, – картинах«Купала» и «Авантюры Прантиша Вырвича» и ситкоме «Иллюзии» – мы рассказываем о себе. Мы как раз ищем свои темы – социальные, исторические или биографические, а знаковых персон у нас более чем достаточно, писатель это, государственный деятель или рабочий. Такие фильмы должны представлять нашу страну и ее уникальность. Я начал вспоминать 1991-92 годы, когда состоялся августовский путч и раскололся Советский Союз, а я вернулся из армии, работал на трех работах, стоял в очередях в магазинах и не мог купить молоко. Несмотря на то, что это была моя молодость, я не хочу вспоминать эти годы, они казались безнадежными. Кто бы что ни говорил и как бы сложно не было, сейчас я живу в другой стране и хочу увидеть объективный и позитивный фильм о современной Беларуси. Мы даже не ждем сценариев, с которыми не знаешь, что делать, а мы ждем только идей. И если они будут, мы готовы изменить механизм подготовки сценария– создавать временную творческую группу, в которой каждый делает свою часть работы. Потому что специалистов, которые могут написать текст от начала до конца, очень мало, кто-то хорошо пишет диалоги, но не может выстроить драматургию целого произведения, и наоборот. А если говорить об анимационном кино, я не собираюсь уничтожать авторское кино, но буду настаивать на том, чтобы снимались и мультфильмы для продажи за рубеж, а продаются там анимационные сериалы и полный метр.

Полная версия – в «НЭ» № 6, 2019

На съемочной площадке сериала «Следы Апостолов-2» китайский кинопродюсер Джанг Ченженг, генеральный директор «Беларусьфильма» Владимир Карачевский, кинорежиссер Сергей Талыбов, продюсер Виктор Лабкович. 



форма заказа
Прайс-листы

Предлагаем вашему вниманию прайс-листы на оказание различных видов производственных услуг