Анапский тур-2012

29 ноября 2012

АЛЛА БОБКОВА

В городе–курорте Анапе прошел XXI Открытый фестиваль кино стран СНГ, Грузии, Латвии, Литвы, Эстонии «Киношок».

Маршрут омнибуса

Если бы выбирали самую популярную личность на «Киношоке–2012», то таковым стал бы председатель жюри большого конкурса, писатель, поэт, художник Владимир Войнович. По фестівальным дорожкам ходили живые классики советского кино — режиссеры Ираклий Квирикадзе, Али Хамраев, Ходжакули Нарлиев и Маягозель Аймедова, писатель Андрей Битов. Но к автору «Чонкина» очень трудно было пробиться: интервьюеры записывались в очередь.Демократичный Владимир Николаевич, выйдя из морской купели, разговаривал с каждым журналистом. Меня интересовало отношение писателя к экранизациям его произведений. Лучшей он считает «Шапку», поставленную в 1990 г. режиссером К. Воиновым. В ней сатирически выставлены напоказ пороки писательского сообщества в советские времена. Обсуждая экранизацию романа–анекдота «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина», мы сошлись на том, что в ленте чехословацкого режиссера Иржи Менцеля хороши актерские работы, но в целом фильму недостает куража и насмешливости.

Церемония открытия «Киношока» предполагает некий условный сюжет. На этот раз это был тур–путешествие в омнибусе. Главными «пассажирами» стали президент «Киношока» Виктор Мережко и вице–президент, генеральный директор Ирина Шевчук, которых по решению горсовета удостоили звания «Почетные граждане города Анапы». Оба эффектно смотрелись, когда им надели красные ленты через плечо и вручили букеты алых роз, а Ирина Борисовна Шевчук даже прослезилась.

Ностальгию вызвала виртуальная «остановка», когда на экране появился портрет, а затем интервью Станислава Ростоцкого, создателя «Доживем до понедельника», «А зори здесь тихие…» и других замечательных советских лент. Поводом явилась юбилейная дата — 90–летие режиссера.

По традиции, почтили минутой молчания кумиров, ушедших из жизни в минувшем году. Среди них те стоявшие у истоков «Киношока» актриса Людмила Касаткина и ее муж, режиссер Сергей Колосов. Неоднократно приезжали в сентябрьскую Анапу Владлен Давыдов и Федор Чеханков. Смотрела с экрана, словно из небытия, и наша коллега, киновед Ирина Шилова, благодаря которой на киношоковских пресс–конференциях царила атмосфера дискуссий в этических тонах. В нынешнем году, увы, поминальный список был длинным: Александр Пороховщиков, Евгений Жариков, Анатолий Равикович, Богдан Ступка, Александр Белявский…

Завершающим этапом маршрута стал показ фильма «Пустой дом» режиссера Нурбека Эгена и продюсера Евгении Тирдатовой (Россия). На «Киношоке»: в 2009 г. этот кинопроект был одним из победителей конкурса сценариев и синопсисов.

К вопросу о мультикультуре

Завсегдатаям «Киношока» кажется, что репутация фестиваля надежна и не зависит ни от каких привходящих обстоятельств. Сумел же он устоять в периоды экономических встрясок в России!. Ан нет. У нового руководителя кинематографической сферой России г–на И. Демидова возник странный вопрос к руководителям Анапского фестиваля: «А есть ли у «Киношока» концепция развития?». Подтекст читается так: а нужен ли «Киношок» фестивальному движению России? Прозвучал этот вопрос на «круглом столе» во время дискуссии «Национальное кино в глобальном мире. «Киношок» как мультикультурный проект», в которой приняли участие писатели Андрей Битов и Владимир Войнович (Россия), киноведы Ганс–Иоахим Шлегель (Германия) и Сергей Тримбач (Украина), другие известные деятели кино СНГ. На ней озвучивались и заочные ответы г–ну И. Демидову. Их общий знаменатель уложился в формулу: пространство СНГ имеет большой опыт разрушения — у Анапского кинофорума объединяющая основа . И это очень важно!..

Копродукция, которой способствует «Киношок», организуя конкурс совместных кинопроектов — это что, не государственное дело, выгодное для всех сторон, в том числе, и российскому кинопроизводству? А расширение детской аудитории (конкурс «КиноМалышок») с охватом нескольких городов Краснодарского края? А открытие молодых талантов в программе «Границы Шока», фильмы которых отбираются в Анапе на международные кинофестивали Европы и Азии?

Есть еще один аргумент. В нынешнем году Анапа была единственной географической точкой на карте России, где показали новые фильмы ближнего зарубежья. Много комплиментов услышал на пресс–конференции грузинский режиссер Заза Урушадзе, чей фильм «Опекун» стал одним из победителей фестиваля. Картина–размышление о происходящих социально–психологических процессах в Грузии сделана с болью сердца и без всякого подобострастия к властям. Впрочем, как и ряд картин других постсоветских стран (в частности, Литвы, Казахстана, Кыргызстана, Украины). Как–то неловко напоминать г–ну И. Демидову о том, что страны СНГ периодически организуют интеграционные объединения на территории бывшего СССР: в зону свободной торговли входят 8 государств, в Договор о коллективной безопасности — 6 стран, в Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭс) — 6 стран. Так неужто в культурной сфере следует разрушать структуру, доказавшую свою состоятельность в течение двадцати лет?

В объективе – герои Василя Быкова

Конкурсный фильм «В тумане» (Германия, Россия, Беларусь, Нидерланды, Латвия) на «Киношоке» ожидали с нетерпением. Обойдя ряд МКФ в Европе и России (и получив призы), он пока еще не был показан в Беларуси (премьера состоится во время «Лiстапада»).

Кинозал на «Киношоке» был полон, но, к сожалению, дискуссия не состоялась из–за отсутствия создателей. Мой блиц–опрос выявил всю шкалу оценок — от почтения по отношению к режиссеру Сергею Лознице, обратившемуся к партизанской повести Василя Быкова, до резкого неприятия или полного равнодушия. Не отнимая права каждого иметь собственное суждение, выскажу свое.

По произведениям В. Быкова поставлено 19 полнометражных и 5 короткометражных фильмов (один — в Польше, остальные в Беларуси и России). Все постановщики, за исключением Ларисы Шепитько («Восхождение»), трактовали писателя как военного хроникера и бытописателя. Л. Шепитько ощутила в повести «Сотников» притчевую основу, сняв фильм о Сотникове–Христе и Рыбаке–Иуде (она так и называла жанр «Восхождения» — неопритча).

На мой взгляд, «В тумане» — второй случай, когда режиссер вошел «в толщу» художественного мышления писателя, философски осмыслив многие его мотивы и образы. Начнем с того, что Лозница представляет каждого персонажа со спины: (он есмь человек). И лишь потом разворачивает его лицом как фигуру персональную. Фашистская оккупация, по Быкову и Лознице, — это не только тотальное уничтожение гитлеровцами людей другой нации. Это иезуитские ловушки врагов и недоверие своих. Это инстинктивная попытка человека выжить и необходимость выбора в безвыходной ситуации. Это совершенно случайная смерть и такое же случайное спасение. Так произошло с партизаном Войтиком, вместе с Буровым получившим задание расстрелять «предателя» Сущеню. Построенный на медленном — быковском! — ритме, фильм погружает в атмосферу трагического времени, в котором вред, наносимый врагу, может обернуться против своих, а героический поступок может иметь отрицательный результат. В блужданиях по лесу, в кратких диалогах Бурова, Войтика и Сущени, в ретроспекциях, проливающих свет на поступки каждого, вырисовывается, кто есть кто. Сущеня, покорившийся, казалось бы, всем обстоятельствам, готовый принять смерть от своих, предстает человеком непоколебимым — так вели себя священники и верующие не только перед врагом, но и в нечеловеческих условиях советского ГУЛАГа. По природе, по основам морали, заложенной в нем, не может человек переступить через себя. Это и есть тот тяжкий крест, что уготован судьбой . Неслучайно актер Владимир Свирский, играющий Сущеню, напоминает библейский персонаж.

Так что поклон Сергею Лознице, который чувствует, понимает мир героев Василя Быкова и умеет передать его на киноэкране.

(Полная версия — в «НЭ» № 10, 2012).

  1. Народный артист Узбекистана Рустам Сагдуллаев и заслуженная артистка Республики Беларусь Светлана Суховей хранят верность своей кинематографической юности.
  2. Ираклий Квирикадзе и Александр Ефремов вместе работали в жюри конкурса совместных проектов.
  3. Актрисы фильма «Одинокий остров» Ольга Водчиц и Валерия Арланова с продюсером с латвийской стороны Гатисом Упмалисом и эстонским продюсером Эндой Лехтметс: «Горгиппия» – нашему общему фильму!»
  4. Кинокритик Антон Сидоренко в хорошей компании — с мэтром кинокритики Виктором Матизеном и писателем Андреем Битовым.
форма заказа
Прайс-листы

Предлагаем вашему вниманию прайс-листы на оказание различных видов производственных услуг