предыдущая следующая

Больше, чем профессия


7 августа 2018

ЕЛЕНА ДАВЫДОВА

Артисты не те люди, которые «ходят на работу». Нет, конечно, они туда ходят – в театр, на съемочную площадку, на киностудию… Конечно, они выполняют предписанное должностной инструкцией и контрактом. Но это совсем другие трудозатраты, часто до самого донышка. И строчки: «Папа мне принес с работы…» – не о них. Каждый, скорее, что-то добавит от себя. Актеру Владимиру Лисовскому есть чем поделиться с миром искусства, помимо собственного присутствия в кадре и на сцене – у него в столе с десяток готовых авторских пьес.

Писать я начал еще в школе. А за пьесы взялся в 2002 году, когда Валерий Мазынский, мастер нашего курса в БГУКИ, попросил сочинить детскую сказочку. И я попробовал. Первый блин, по закону жанра, вышел комом – не взяли мы эту сказку, другую поставили. Но у меня такой азарт появился! Стал пробовать себя в разных жанрах. Мне больше нравятся комедии, водевили – что-то легкое. Но и драмы писал. Одну – для актерского тренинга. Несколько часов мы подготавливали свое тело, а потом придумывали обстоятельства, в которых должны взаимодействовать. Начало войны, еще нет командиров, начинается бомбежка… Мы играли около часа без остановки, тексты придумывали по ходу действия. Это был один из лучших в моей жизни спектаклей. Потом я взял эту импровизацию за основу и написал пьесу, она называется «Юнкерс-87». Ее судьба – такая же, как и у большей части моих произведений – лежать в столе, поскольку не все у нас можно поставить, а что-то просто эксперимент для себя.

Но кое-что все же удалось воплотить, и довольно успешно. В декабре 2017 года в Драматическом театре белорусской армии состоялась премьера сказки «Новогодние приключения Леи на планете Земля». И дети, и взрослые очень тепло приняли спектакль. Хотя он шел на сцене только в зимние каникулы, многие посмотрели его не однажды.

– Со своими ребятами – актерами – проще работать, когда знаешь их возможности. Исходя из них, я даже некоторые роли выписываю. Ну и ставить легко – все с радостью помогают.

Для Владимира Лисовского это не режиссерский дебют. В 2015 году он поставил в ДТБА комедию Нила Саймона «Последний пылкий влюбленный». Кстати, очень показательная работа: в минималистичных декорациях, почти без реквизита, все построено на высокоточной актерской игре, чарующей музыке Астора Пьяццолы и завораживающем голосе Фрэнка Синатры.

 – Есть у меня идеи и даже планы – сделать что-то для кино. Жаль, что не хватило времени, когда искали сценарий о Скорине. А мысли такие были! Теперь думаю, как недорого сделать фильм о Грюнвальде. Это не сугубо летописное повествование, а переживания современного героя, с отсылками в историю. Вообще, в белорусской истории много страниц, которые мы еще для себя не открыли или попросту недооцениваем. Если, например, для французов Жанна Д’Арк – национальная героиня, ее все знают и боготворят, то спроси у многих белорусов, кто такой Франциск Скорина – не сразу и ответят. Мы за свою историю почему-то не сражаемся...

Есть у Владимира Леонидовича и такой опыт. Правда, эта борьба была без кровопролития и за историю собственной семьи, но от этого она не менее драматичная ? страстная. До тридцати с небольшим актер носил другую фамилию, как выяснилось, чужую.

 – Мой прапрапрадед Василь рано остался сиротой, и Козичевы взяли его под опеку, причем с умыслом: завладеть большим куском земли, доставшимся юноше от родителей. Нашли лжесвидетелей, которые подтвердили родство, дали парню свою фамилию. А когда пришло время возвращать надел, его просто выгнали. Молодой и недостаточно грамотный, он вынужден был скитаться, пока не обзавелся-таки семьей. А Лисовские – древний род, воинский, шляхетский, родня Сапегам. Поскольку наследство у Лисовских делилось поровну, со временем имение раздробилось, и потомки обмельчали и обеднели. Но всегда оставались честными и справедливыми. Когда я узнал правду о своем происхождении, взял себе родовую фамилию.

 К тому моменту Владимир был уже зрелым актером с приличным багажом ролей. А сменить имя для ипубличного человека – значит начать все заново. Но уже очень скоро Владимир Лисовский снова «зазвучал». Эффектен его Тибальт в «Ромео и Джульетте», строг и лаконичен Жандарм в «Воробьиной ночи», обаятелен Король в «Принцессе и солдате», коварен Граф Федерико в «Собаке на сене», неподражаемо экспрессивен Герцог в «Чуме на оба ваши дома!», убедительно красноречив Соляник в «Рядовых»…


– Соляник мне близок. Драматические роли мне вообще легче даются, может быть, потому, что есть какой-то опыт. Но чаще мне хочется легкости, не дурацкой, не пошлой, а такой, чтобы человек возвысился над мирской суетой, чтобы понял: да, бывают неурядицы, но надо все преодолеть и пойти дальше. Жаль, что актерская профессия ограничивает твое время и пространство – конкретной ролью, а их, к сожалению, немного. Больше возможностей, наверное, дает режиссура. Причем не только театральная. Я для себя открыл Максима Горецкого. Литература о первой мировой войне, и это не хуже Ремарка! Здесь – а не в Германии – наш белорус пережил империалистическую войну!.. Это один из моих любимых авторов. На сцене трудно что-то подобное поставить, совсем другое дело – кино. Мне кажется, если мы не сделаем фильма по Горецкому, это просто кощунственно.

(Полная версия – в «НЭ» № 7, 2018)


форма заказа
Прайс-листы

Предлагаем вашему вниманию прайс-листы на оказание различных видов производственных услуг