предыдущая следующая

ЧЕЛОВЕК НАСТОЯЩЕГО

12 апреля 2019

ЕЛЕНА ДАВЫДОВА

Звездный час, на самом деле, никакой не час, а меньше минуты, одна двадцать четвертая звездных суток, период, в течение которого Земля поворачивается на 15 градусов относительно удаленных звезд…

Так же коротки моменты славы в жизни белорусских актеров – пока длятся аплодисменты после спектакля, пока не выброшено ведерко из-под попкорна после киносеанса. К сожалению, талантливые личности у нас не всегда становятся знаменитостями. Что, впрочем, не делает их менее талантливыми.

Сергей Здоронков, как видно, родился актером: куда бы ни старался он свернуть с этого пути, всякий раз неведомая сила возвращала его на сцену и на съемочную площадку.

– В моем родном городе Лиепае было много театральных кружков. В нашей школе он тоже был, и я в нем занимался: играл Незнайку, Козла в «Кошкином доме», Волка в «Красной шапочке», участвовал в постановках пьес Островского, Кальдерона. У нас был театр классического направления. А вообще в Латвии многие работают, как на Западе: возьмут за основу школу, скажем, Станиславского и обогащают ее элементами модерна, импрессионизма, театра абсурда... Я видел различные постановки на театральных фестивалях, городских и республиканских. Тогда мне это казалось странным, а сейчас я бы сказал: интересно. Но при всей любви к сцене быть актером я не собирался, с детства мечтал стать военным моряком. У нас в городе дислоцировалась военно-морская база Балтийского флота – насмотрелся, захотелось романтики.

Еще живя в Латвии, Здоронковы получили белорусское гражданство, сестра к тому времени уже училась в Минске, сюда же и Сергей отправился поступать в Военную академию. Но у судьбы насчет юноши были другие планы: медкомиссия поставила крест на его карьере военного, и мечта детства в одночасье рассыпалась.

– Забрал я документы, стою за воротами Военной академии и не знаю, что делать. И тут мама, которая приехала меня поддержать, говорит: «А пойдем в университет культуры!». Я говорю: «Пойдем!». Мой земляк его окончил, от него мы и знали об этом вузе. Только войдя в БГУКИ, я расплылся в улыбке: боже мой, как здесь чудесно! В Военной-то академии не было ни одной девушки…

Сочинение я успешно завалил: по части содержания все было прекрасно, а вот с грамматикой – ужасно. Тогда мне предложили годичные подготовительные курсы, которыми руководил Александр Иванович Бутаков. И это было здорово! Я не только занимался подготовкой к поступлению, но и ходил к нему на весь курс вместе со студентами. Параллельно учился писать режиссерские планы. Через год я поступал снова, но недобрал всего полбалла, и пришлось идти на платное обучение. Правда, спустя три года благодаря хорошей учебе добился перевода на бюджетное отделение.

Педагоги у нас были замечательные: Александр Иванович Бутаков, Владимир Иванович Лаврухин, Илья Львович Курган, Мария Георгиевна Захаревич, худрук Валерий Данилович Анисенко. Преподавали актеры Республиканского театра белорусской драматургии. Школа очень сильная! В итоге половина нашего курса оказалась в профессиональных театрах, что для университета культуры хороший показатель. Нас больше готовили как актеров, хотя факультет был режиссерский. Как говорится, каждый актер – режиссер своей роли…

Ролей было много, и в РТБД, который активно задействовал студентов в постановках, и в кино. В 2004 году вышли военные драмы «Вам – задание!» и «Курсанты», где Сергею досталось по эпизоду. А потом нежданно-негаданно его пригласили на главную роль. Правда, самому «режиссировать» ее, как обещали педагоги, не удалось.

– Это был партизан Павел в «Глубоком течении» Маргариты Касымовой и Ивана Павлова. Я, наивный, зачем-то прочитал роман Ивана Шамякина, ну, чтобы лучше понять характер героя, и обнаружил, что он совсем другой! Романтик, сочиняет, пишет… Предлагаю: «Давайте я буду сочинять!». «Хорошо, – сказали, – сочиняй». Но меня в этой сцене даже в кадре не было. Честно говоря, такую роль мог бы сыграть любой другой актер: просто ходит человек, младший брат командира отряда, что-то говорит, влюблен в главную героиню, но молчит об этом, кроме одной сцены, когда Павел с братом разговаривает. Но сцена красивая, мне понравилась…

Тогда же уроженец Латвии Сергей Здоронков впервые заговорил по-белорусски. Да так заговорил, что сам озвучивал своего героя!

– Наверное, я максималист. Можно было пойти на курсы белорусского языка для начинающих, но я ходил с коренными белорусами. Преподавал нам Ричард Иванович Саматыя. Язык я изучал с увлечением, даже пытался писать на «мове» и очень удивился, когда педагог похвалил мой рассказ. Фильм «Глубокое течение» мы сначала озвучили на русском языке. А потом мне говорят: «А теперь на белорусском!» Я почитал на пробу, специалисты произношение одобрили, так что Павел говорит моим голосом и на «роднай мове».

На белорусском языке пришлось играть на сцене Могилевского областного драмтеатра. Туда по окончании БГУКИ Сергей отправился вместе с женой Мариной, тоже выпускницей университета культуры.


- Почему именно Могилев? Мне предлагали место в Театре армии, в РТБД… Действительно, почему именно Могилев?.. Еще во время учебы мы туда ездили на «M.@rt.контакт» – хороший театральный фестиваль, было интересно. Вообще, сам театр, и снаружи и изнутри, очень красивый. Там такая атмосфера… театра. Главный режиссер Владимир Петрович нас прослушал и принял в труппу. Я так хохотал, когда меня назначили на того же персонажа, которого я играл в нашем школьном театре! Это был спектакль «С любовью не шутят» Кальдерона. Я даже текст пьесы помнил. Еще я был Михо в «Последней женщине сеньора Хуана» Леонида Жуховицкого, Я в «Она и Я» по Янке Купале. Прекрасный пластический спектакль, красивый, динамичный. С белорусским языком, как и со многими другими проблемами, и по-человечески, и профессионально, очень помогал Григорий Яковлевич Белоцерковский, замечательный актер, хороший человек. Он много давал молодым артистам.

Отработав два года в Могилевском театре, Сергей ушел на вольные хлеба. Работал в фотостудии и на себя как индивидуальный предприниматель, преподавал в киношколе Андрея Полупанова, проводил тренинги для детей и подростков, снимал с ними обучающие фильмы.

Полная версия – в «НЭ» № 3, 2019.


форма заказа
Прайс-листы

Предлагаем вашему вниманию прайс-листы на оказание различных видов производственных услуг