Экзамен на режиссера

3 декабря 2010

ЛЮДМИЛА ПЕРЕГУДОВА

Когда узнала, какого рода испытание на экзамене по теории и практике монтажа должны пройти третьекурсники заочного отделения специальности «Режиссура ТВ», ученики Сергея Катьера, вспомнила рубрику из телепрограммы «Сам себе режиссер» — «Слабо?..». Судите сами. Педагог предложил своим студентам снять рекламные ролики и трейлеры на новые белорусские фильмы.

Пауза.

Уж очень разные (в первую очередь, по художественным достоинствам) картины «Беларусьфильма» увидели свет в последнее время.

Как известно, «тяжело в учении, легко на работе!» А на кафедре кинотелеискусств БГАИ, как в армии, задания не обсуждаются. И молодая гвардия режиссеров сказала: «Есть!».Тем более что 7 из 14 рекламируемых лент посвящены как раз армии и (или) войне.

…Благодатная кинофактура — военные действия! Динамика и зрелищность «обеспечены» тематикой, и что не сделал режиссер — «вытянет» оператор или монтажер… Если бы режиссером трейлера была я, то эффектно смонтировала бы батальную сцену, перебивкой — лирический диалог, для контраста — пейзаж «после битвы»…

Именно так и поступила Наталия Липатова, работая над роликом к фильму «Чаклун и Румба» (реж. А. Голубев). Взрыв, собака, взрыв, кровь, блондинка, сапер, цветы, взрыв.

Те же взрывы, те же раны, немножко лирики у Алексея Макаренко («В июне 41–го», реж. А. Франскевич–Лайе): Но тут уже есть концепция: миниатюра выстроена по принципу «золотого сечения». Разделил ролик на три пропорционально соотносящихся между собой части и усилил изображение музыкой. Три темы, три мелодии. Получилось очень эмоционально.

Попыталась «сломать стереотип» Инна Бевз («Снайпер», реж. А. Ефремов), во главу угла поставив трагическую любовь главного героя к погибшей девушке–снайперу. Фильм не совсем об этом, но кто сказал, что в ролике нужно пересказать сюжет?

А Маша Арех («Днепровский рубеж», реж. Д. Скворцов), к сожалению, кульминационным (он же — финал) моментом ролика сделала неприличный жест комдива, адресованный врагам. А получилось — ни в чем не повинным зрителям.

Наталья Фигуровская, которая рекламировала «Щит Отечества» (реж. Д. Скворцов), постаралась под лозунгом «сестра моя — краткость» максимально скрыть от потенциального зрителя… реальную картину: в ее интерпретации «Щит…» получился динамичным, интригующим и менее всего походил на пародию. В отличие от оригинала.

Порадовали находки. Александр Войтехович (ролик к фильму «Краповый берет», реж. А. Голубев) вырвал из контекста самые «ударные» фразы и поместил их в видеоряд. В фильме фраз было гораздо больше, но срабатывают они слабее, именно потому что их… гораздо больше.

(Полная версия — в «НЭ» № 7, 2010).

форма заказа
Прайс-листы

Предлагаем вашему вниманию прайс-листы на оказание различных видов производственных услуг