предыдущая следующая

Фильм неплохой, но чего-то не хватает

9 июля 2018

НАТАЛЬЯ АГАФОНОВА

Подросток лет одиннадцати – мой сосед в кинозале «Беларуси» на премьере фильма «Правила геймера» – время от времени уходил в себя. Когда он очередной раз заскучал, поинтересовалась почему. Так и прообщались с незнакомым зрителем до конца сеанса. Поняла, что имею дело с профи в кино (цитата: «хороший монтаж и картинка»). Однако к размышлению подтолкнул его вердикт после финальных титров:

Действительно, как сегодня разогревать интерес детской аудитории к кинематографическому рассказыванию? Какие жанры в предпочтении? И как взрослые люди – фильммейкеры – должны исхитриться, чтобы еще не взрослый зритель увлекся просмотром? И, наконец, сакраментальный вопрос: а есть ли смысл вообще снимать игровое кино для подростков? Ведь пассивное сидение перед экраном (пускай, огромным) – скучное дело. Сегодняшний зритель – он же юзер по природе своей. Он – участник бесконечных компьютерных баттлов, квестов и прочих игр. Он управляет персонажем, он «строит» сюжет. Он проникает в виртуальный экранный мир, а не просто созерцает, как кто-то где-то что-то разыскивает, кого-то побеждает и чему-то радуется.

Фильм «Правила геймера» возник из реанимированного сценария Валентина Залужного «Принцесса и тигр». Это приключенческая история о кладоискании с простым моральным выводом: стань командным игроком.

Фабулу слегка перестроили, привязав события к восьми (возможно, не все учла) правилам геймера: «чтобы что-то получить, что-то нужно оставить», «выигрывают только сильные духом», «легкая победа не приносит радости», «в игре все равны»… И конечно, «отсутствие результата – тоже результат». Плюс в том, что эти тривиальные формулы расставлены не линейно: сначала правило третье, потом первое, пятое, второе...

События происходят вокруг Несвижского замка и сложены в приключенческую цепочку поиска клада Радзивиллов. Трое мальчишек, именующих себя командой «RocketMonkeys» (см. Википедию), кооперируются с Дашей Вербицкой (дочерью местного ученого-археолога) и отправляются в «опасный» поход с благородной миссией, дабы опередить черных копателей.

Первая (точнее, наземная) часть операции встроена в шумный костюмированный праздник. Ребята разрабатывают маршрут, прячась в палатке, а вокруг – рыцарские состязания, игрища с огнем. Сам по себе это довольно эффектный способ обрамления основного действия. И не только. Ведь карнавально-цирковое шоу под открытым небом со многими площадками могло стать средоточием небанальных испытаний для персонажей. Но, к сожалению, костюмированный праздник прошел стороной, разъятый на куцые фрагменты даже визуально: ни панорам, ни дальних планов. В фильме вообще мало масштабных картин для обозрения: дронный портрет Несвижского замка да короткий взлет в эпизоде погони, открывающий ленту дороги, что маскируется под деревьями.

Второй этап продвижения «великолепной четверки» к кладу – подводный. Сцена «купальщики», когда ребята ныряют в озеро, отыскивая вход в подземный лабиринт, конечно, освежает восприятие зрителя плывущим ритмом подводных съемок.

Наконец, главная зона поиска – сам подземный лабиринт. В монотонном унылом пространстве четверо подростков бредут, натыкаются на незначительные препятствия, понарошку ссорятся и мирятся, сталкиваются с ряжеными-злодеями и, конечно, выигрывают без особого напряжения.

«Мало локаций», – точно подметил все тот же разумный зритель слева от меня. Речь не о точках событий (костел, экспозиционные залы Несвижского замка, квартира Вербицких, больничная палата и пр.), а о местах собственно приключений. Они должны быть многочисленны, разнообразны и плотно нанизаны. Таков закон авантюрного жанра. Погони, столкновения, ребусы, перевертыши, пугалки… Более того, когда на экране ведется рассказ для современного подростка, каждый этап приключений желательно превращать в визуально-аудиальный аттракцион.

В фильме «Правила геймера» авторы старались следовать канонам жанра – этого трудно не заметить. Окоченевший за десятилетия труп укрывшегося некогда в костеле беглеца, крыса в подземелье, нападение на отца Даши, она же на скутере, удирающая от враждебного автомобиля, «водоспад» – пробуешь перечислять, но все картонность какая-то… Нет зрелищности (положим, можно «прикрыться» малым бюджетом фильма). Но нет нужного темпа, нет драйва. Режиссер Игорь Четвериков увязает в затянутых многословных сценах, сбивая раз за разом киноповествовательный ритм. Надо бы меньше слов да больше действия.

Золотое правило «нельзя переиграть детей и зверей» здесь (снова – увы режиссеру) тоже не сработало. Некоторые актеры (естественно, создающие образы злодеев – Константин Михаленко, к примеру) оказались ярче и убедительнее четырех юных протагонистов.

Квартет главных героев не сложился, хотя заметны усилия авторов составить контрастную компанию: отчаянная девчонка-скалолазка, умник-симпатяга, неповоротливый здоровяк и скептик-правдоруб (к сожалению, тип этого парнишки определить тяжело). Все они статичны в вялых фронтальных мизансценах – сидят, стоят и с затруднением «перекатывают» валуны-фразы. Впрочем, по сравнению с исходным сценарием речевые фигуры приближены к манере говорения современного подростка. И даже ироничными «выпадами» раскрашены некоторые диалоги. Однако заметила, юмор считывали немногочисленные взрослые в кинозале, а зрители вокруг меня (целевая аудитория) почти не улыбались.

«Странный финал» – скупо обронил пресловутый инкогнито слева, имея в виду, скорее, эпилог. Герой-«умник» из четверки смельчаков отправился учиться в Оксфордский колледж, его приятели выиграли кубок соревнований по файтингу. Хотя на это предположение, мой случайный юный компаньон по просмотру «Правил геймера», лишь пожал плечами.

Так чего же в фильме не хватает? Действия, зрелищности, «монтажа аттракционов»… Все это требует творческих усилий постановщиков и щедрого бюджета. Слегка переиначу одно из декларируемых в фильме правил: чтобы что-то получить, нужно сначала вложить. Приключенческий фильм – трудный и дорогой жанр.

Конечно, эти аксиомы превосходно знают авторы «Правил геймера». Нет нужды их повторять.

А вслед уходящему из кинозала юному соседу слева подумала – не утомился ли современный подросток… от бесконечных авантюрных сюжетов? Пусть даже в перфекционистском голливудском исполнении.

Так что же снимать для него?

Драму. О тяготах и радостях взросления. Про школу, про «одиночество в Сети», про любовь…

Драму. С противоречивыми поступками героев, острыми «взрослыми» психологическими конфликтами и отчаянной схваткой с собственным «Я» за собственное «Я».

форма заказа
Прайс-листы

Предлагаем вашему вниманию прайс-листы на оказание различных видов производственных услуг