И ВСЕ-ТАКИ Я ВЕРЮ…

11 августа 2016

АНТОНИНА КАРПИЛОВА

 В стенах Академии искусств достаточно тихо и спокойно, даже обыденно произошло событие, которого в кинематографических кругах ждали 5 лет. Наша Академия выпустила первый набор киносценаристов. Официально эта специальность называется «кинотеледраматург» – очень ответственная формулировка. На защите проектов 6 дипломников выходили к трибуне, рассказывали о своих сценариях, о стимулах, побудивших написать тот или иной текст. Волновались, преодолевая страх публичного выступления (отнюдь не самая сильная сторона сценариста!). И в результате достойно защитили свои проекты. Нашим сценаристам очень повезло – они учились у классных специалистов. Неслучайно на защиту пришла и благословила молодых авторов напутственным словом их первый наставник – Вера Гончарова, известный сценарист и редактор, профессионал высокого уровня, передавшая молодежи традиции ВГИКа.

Что же преподнесли нам дипломные сценарии выпускников? В каких видах кино они предпочитают работать? Какие темы избирают?..

На мой взгляд, как председателя экзаменационной комиссии, это поколение сценаристов может состояться. Для этого есть достаточные основания и серьезный творческий потенциал.

Так вот, молодежь профессионально разбирается в жанровой палитре современного игрового кино – они предлагают и психологическую драму с элементами мистики, и семейный приключенческий фильм, и лирико-ироническую комедию, и лирико-социальную драму. Заметьте, в этом перечне нет набивших оскомину боевиков и «стрелялок». А магистральная для белорусского кино военная тема отдыхает. Это очень серьезно: молодые люди пишут «параллельные» к официальной идеологии тексты и хотят снимать другое кино – о себе и своих проблемах, будь то в реальных или фантастических обстоятельствах...

Итак, кто и с чем пришел?

Признаюсь, на меня самое сильное впечатление произвели сценарии полнометражных документальных кинофильмов – «Запрет на имя» Марты-Дарии Клиновой и «Невоспетые герои» Алеси Шевченко. Этих авторов взрастила Ирина Демьянова, многие годы проработавшая главным редактором ТО «Летопись». Мастер своего дела, куратор документальной программы ММКФ «Лiстапад», профессор кафедры менеджмента, истории и теории экранных искусств БГАИ.

В сценарии Клиновой поднимается тема уничтожения белорусских и еврейских литераторов во время сталинских репрессий 1937 года. Из двух тысяч репрессированных в СССР писателей почти четверть пришлась на Беларусь. Это был сокрушительный удар по культуре страны. Возможно, тогда мы потеряли «новых гениев» белорусской литературы – таких, как Тодор Кляшторный, Валерий Моряков, Юлий Таубин, Алесь Дудар, Изи Харик, Моисей Кульбак, – почти забытых в наши дни.

Герои сценария – мужественные и отважные люди: белорусский крестьянин и японский консул, студент Краковской школы пластических искусств и охотник, партизан. Эти люди, рискуя своей жизнью, спасали евреев во время Второй мировой войны и были позднее названы «праведниками народов мира». Алеся Шевченко нашла живые свидетельства спасенных, интервью с детьми, чьи родители спасали евреев, кино, видео- и фотохронику, которая дает возможность еще глубже раскрыть тему.

В текстах сценариев ощущается рука и влияние опытного мастера, в частности– по отношению к архивным материалам. Но и молодежь оказалась энергичной:пошла на поиск уникальных материалов, буквально вгрызаясь в сложный трагедийный материал, который не каждому зрелому сценаристу под силу. Это не только профессиональный, но и личностный поступок.

Игровые сценарии молодых авторов тоже предлагают интересные идеи.

Вот Юлия Алешко представила сценарий приключенческого фильма «Белая Сорока». Мне показалась интересной авторская задумка соединить современную реальность и мистическое повествование на основе знаменитой повести Яна Барщевского «Шляхтич Завальня». Действительно, какой русский не любит быстрой езды, и какой славянин не любит мистики! Такая тема бередит наши души с раннего детства. Вот он, мощный родник белорусского кино, так ярко открытый Короткевичем и Рубинчиком в фильме «Дикая охота короля Стаха», но, к сожалению, чахнущий в условиях официального заказа. Между тем ХХI век не отменяет, а наоборот – требует возмездия за излишний расчет и техногенность современного мышления. И этот реванш должен состояться. Кому, как не белорусскому, славянскому кино стоит реализоваться в мистике и самодостаточной отечественной мифологии! Понимаю, что это излишний пафос, но молодые драматурги разбередили душу...

Или вот Настя Демидик показала оригинальный сценарий «Часы». В профессионально написанном материале торжествует классическая технология «петелька – крючочек». Сейчас ею пренебрегают, а жаль: она открывает двери в таинственную комнату под названием «профессиональное мастерство».

Итак. В дачном поселке пятеро друзей весело проводят летние каникулы. Однажды забираются на заброшенный чердак, где находят волшебные часы, с помощью которых им удается возвращаться в свое недавнее прошлое, исправляя ошибки и даже спасая чью-то жизнь. Подростки убеждаются: независимо от возраста человек должен нести ответственность за свои ошибки, а не пытаться их скрыть или же надеяться на их волшебное исправление. Вот он – готовый сценарий для Елены Туровой или Александра Анисимова, наших мэтров в области кино для детей.

Литературный сценарий «Пещерный человек» показал Андрей Фомин. Главный герой – талантливый программист Алексей Одов – целиком поглощен своей профессией. Он фанатично занимается разработкой компьютерных игр и все больше отгораживается от действительности. Но, сталкиваясь с разными людьми, задумывается: прав ли он, изолировавшись от всего мира. Наверное, это одна из серьезных социально-психологических проблем нашего времени. Молодой сценарист пытается ее раскрыть и выходит на тему достижения человеком жизненной гармонии. Да, Андрею Фомину не хватает опыта – и житейского, и профессионального. Однако прикосновение к болевым точкам нашей жизни, на мой взгляд, достойно уважения и внимания опытных кинематографистов.

Все три игровые работы курировал Вячеслав Ивановский – профессор кафедры истории и теории искусств БГАИ, талантливый педагог, сценарист и организатор кинопроизводства.

В ряду сценарных защит для меня особняком стоит сценарий полнометражного игрового кинофильма Ольги Драчук «Старосветские мифы города Б.» по мотивам одноименной повести белорусской писательницы Людмилы Рублевской. Лично я благодаря дипломнице ближе познакомилась с этой изящной иронической прозой. И дело не в так называемой «женской прозе» – дело в особенностях нашего урбанистического сознания. Городские реалии, как ни крути, ведут к мифологии и вполне заслуживают экранного исследования. Вспоминаю, что был недавно сериал режиссера Р. Грицковой по мотивам романа Тамары Лисицкой «Тихий центр», с попыткой аналитики бытового сознания двухтысячных. Но этого недостаточно, надо идти дальше, в глубину городской мифологии, как когда-то пытался это сделать историк Владимир Орлов в документальном жанре, в завораживающем экранном эссе «Полоцкие лабиринты». Да, это другой жанр, но городская мифология настоятельно требует экранизации. Писательница Людмила Рублевская талантливо предугадала, а молодая сценаристка подхватила идею и на защите увлеченно рассказывала о синтезе античных мифов и реалий белорусского города 19 века.

Не соглашусь с теми, кто говорит о неполноценном, чисто литературном выпуске сценаристов – они, мол, должны представить готовые фильмы. Кстати, фильмы были. За плечами каждого из шести выпускников не мертвые тексты, а реализованные сценарии – в основном в короткометражных фильмах своих же сокурсников-режиссеров. К тому же молодые авторы защищались в соответствии с важным документом 2015 года – Положением БГАИ, где указано, что дипломная работа по дисциплине «Сценарное дело» – это «создание оригинального литературного киносценария полнометражного фильма – игрового, документального, научно-популярного, или экранизация – создание литературного киносценария полнометражного фильма на основе произведений прозы и поэзии».

На мой взгляд, мог бы получиться хороший творческий союз нового поколения сценаристов и молодых режиссеров, которых готовит Академия искусств. Имею в виду, например, предстоящий выпуск мастерской Ренаты Грицковой и Сергея Шульги. Мы видели короткометражные студенческие работы нынешней весной в кинотеатре «Центральный». Просмотр был организован Министерством культуры и БГАИ и стал, не побоюсь этого слова, предвкушением некоего кинематографического события. Недаром моя коллега Наталья Агафонова знаменательно озаглавила свою статью, которая «висит» на сайте БГАИ, – «Предчувствие». И вправду, многие кинематографисты надеются на это поколение.

Стало быть, свершилось: нашего полку прибыло, и сценаристы должны быть востребованы. Время покажет...

форма заказа
Прайс-листы

Предлагаем вашему вниманию прайс-листы на оказание различных видов производственных услуг