Кино и немцы

10 ноября 2014

КИНОБАЙКИ ОТ ДМИТРИЯ МИХЛЕЕВА

ОБ АВТОРЕ:

МИХЛЕЕВ Дмитрий Никанорович(18.01.1942, д. Новое Ильмово Шеремшанского р-на, Татарстан, Россия). Режиссер, сценарист, писатель

Выпускник ВГИКа Дмитрий Михлеев распределился на киностудию «Беларусьфильм» в 1972 году. В его творческом багаже – более 30 художественных, хроникально-документальных и научно-популярных фильмов. Среди них – «По секрету всему свету» («Секрет 3-й»), «Воля Вселенной», «Три веселых смены», «Хроника пребывания на Земле», «Цветные сны с черно-белым финалом», «Конец сезона туманов», «Диалог о картошке», «Мир нашим детям», «В земле наши корни», «Криничный звон», «Капля в море», «Пока есть сила», «Интернат ты наш» и др.

Яркий дебют режиссера – фильм «Птица Икс» стал этапным явлением в отечественной кинодокументалистике, завоевал множество наград на престижных кинофестивалях (Тегеранский МКФ «Золотой дельфан», ХIХ МКФ короткометражных фильмов в Оберхаузене, IХ фестиваль ВГИКа и др.).

Дмитрий Михлеев хорошо известен не только в своей профессиональной области – кино. Он – востребованный читательской аудиторией писатель, автор книг «Поле перейти», «Круговорот», многочисленных публикаций в литературно-художественных изданиях. Недавно Чувашское книжное издательство выпустило новых сборник повестей, рассказов, сценариев Дмитрия Михлеева – «Ось земли». Презентация книги неслучайно прошла в Музее истории белорусского кино: «Ось земли» – документ времени, запечатленный в художественном слове, как на кинопленке.

С журналом «На экранах» Дмитрия Никаноровича связывает давняя творческая дружба. Именно на наших страницах появились первые публикации его знаменитых «кинобаек». Эти «зарисовки с натуры» сделаны человеком с отличным чувством юмора и слова. Но, главное, конечно – это его безграничное уважение и любовь к коллегам-«киношникам». Бережно, словно дорогой сердцу семейный альбом, он сохранил в своих коротких рассказах особую атмосферу студийного братства и преданности профессии, которая для Дмитрия Михлеева и его героев стала – жизнью: «Жизнь моя – кинематограф…»

Из книги Дмитрия Михлеева «Ось земли»

...Режиссер В.В. снимал фильм про войну. В «групповку» ему понадобились настоящие немцы – эдакие белокурые бестии. Этим он и озадачил своего второго режиссера Филина, с которым у него с самого начала не заладился «творческий контакт» и которого он решил убрать с картины.

– Вы поняли, товарищ Филлини? Мне нужны высокие, альбиносные блондины с синими ледяными глазами. Настоящие немцы. Арийцы. В количестве взвода. Завтра, к восьми тридцати.

С тем Филин и ушел, смутно подозревая, что этим дело не закончится. На другой день он привел два десятка блондинов вперемешку с разнобойными по комплекции шатенами, которых удалось набрать в окрестностях. Режиссер оглядел строй, повернулся ко «второму»

– Это – немцы? – начал он многообещающе.

– Не, по паспортам они наши. Советские. Но для дела и для чувства патриотизма...

– Идиотизма! – завелся с полуоборота режиссер. – Вон! Убрать! Прекратить! Я что, фильм про татаро-еврейское иго снимаю? Кого ты мне привел? Где ты отыскал этих монголов?

Филин, сам не монгол и не сильно семит, оглядел с трудом набранный строй требуемых «арийцев». «Если тут кто и был близок к «татаро-монголам», так сам режиссер» – подумал он не вслух и обреченно вздохнул.

На другой день он привел взвод рослых арийцев без всяких подозрительных шатенов, придраться к которым, казалось, уже не было никакого повода. Однако режиссер думал иначе.

– И это немцы? – Накинулся он сходу на «второго». – Где арийское презрение ко всем и вся в их фигурах и осанках? Где ледяной блеск в глазах? Где «Дойчланд, Дойчланд, юбер аллес?» Кого вы мне привели? Каких лопарей? Это «арии»? Нет, это просто хари!

На третий раз Филин привел самый обыкновенный взвод «групповки». Некоторые были в очках, иные – при плеши. Высоких блондинов среди них было маловато. Но Филин пришел не один, а в сопровождении Генерального директора. По дороге он рассказал директору о своих злоключениях с поисками «арийцев».

Режиссер, увидев третий вариант арийцев, который внешне в пятки не годился двум предыдущим, взвился еще с порога, но с виду сохранял спокойствие.

– Я не могу так работать, – сказал он спокойно, апеллируя в основном, к директору студии. – Третий раз прошу по-человечески, привести ко мне хоть мало-мальски похожих на немцев типажей. А он тащит то татар, то какое-то еврейское казачество... Ну, просто издевается над моими замыслами. Я так не могу.

– Ну, хорошо, – успокаивал его директор, – а этими вы почему не довольны?

– Ну, вы же сами видите, какие это немцы? Обыкновенные наши рязанские морды... Вот вы, товарищ, скажите, откуда вы родом? – обратился он к симпатичному блондину «групповки».

– Иссвините, я пльохо коворит по-русски. Я ест немец из ГДР. Меня нашел товарищ Филлин. Тля кино. Тля немца.

Остальные тоже оказались настоящими выходцами из Неметчины. После классического приема «стоп-кадр». Режиссер получил то, что просил – настоящих, по паспорту, немцев. А Филин остался на картине.

(Полная версия – в «НЭ» № 10, 2014).

форма заказа
Прайс-листы

Предлагаем вашему вниманию прайс-листы на оказание различных видов производственных услуг