предыдущая следующая

КИНО. МОЯ ЛЮБОВЬ НА ТРЕТЬЕМ КУРСЕ

14 июня 2019

Последнее время Национальная киностудия «Беларусьфильм» находится в самом центре новостной ленты о культурной жизни страны. Похоже, в свежеотремонтированное здание на проспекте Независимости вернулась жизнь: в павильонах и на натурплощадке идут съемки четырех разножанровых кинопроектов, вот-вот разобьют традиционные тарелки режиссеры еще четырех новых фильмов. Режиссеры и операторы снимают, актеры и каскадеры снимаются... Диверсант рискует жизнью во имя Победы... Шляхтич отчаянно рубится во имя прекрасной панны...Студенты поют, влюбляются, временами учатся... Поэт (о, как похож!), великий и действительно – бессмертный, не хрестоматийный, живой, страдающий – слагает, создает, воплощает... Всюду жизнь. Везде интересно. Поэтому журналисты – здесь!

Когда-то наш журнал по инициативе заведующей кафедры литературно-художественной критики журфака БГУ Людмилы Петровны Саенковой сделал попытку познакомить и подружить студентов-журналистов и режиссеров-дебютантов «Беларусьфильма». «Творческая смычка» на долгие годы не получилась, но опыт был замечательный, с реальными позитивными результатами. Те третьекурсники давно состоялись в профессии, стали заметными персонами в отечественной арт-журналистике и даже творческими чиновниками. Имена дебютантов-1999 в кино сегодня известны всем: это самые актуальные мастера «Беларусьфильма» (и не только «Беларусьфильма»!) – Виктор Аслюк, Галина Адамович, Марина Карпова, Андрей Кудиненко...

И вот, 20 лет спустя, третий курс журфака вместе с неизменно преданной белорусскому кино Людмилой Саенковой вновь на пороге «Беларусьфильма». Не просто в качестве любопытствующих экскурсантов. Надеемся, они «переступили порог» в профессию и, судя по публикациям (даже белым стихом написанным, автор Мария Страх) и фотозарисовке (автор Елизавета Мазурчик) в этой подборке, обрели свою тему: «Белорусское кино как оно есть».

МАРГАРЫТА ГАЙДАРЖЫ

Вандроўка на «Беларусьфільм»

У мінулым годзе «Беларусьфільм» узрадавал навінамі: пачалася праца над стварэннем біяграфічнага фільма пра Янку Купалу і над экранізацыяй раманаў Людмілы Рублеўскай «Авантуры Пранціша Вырвіча». Ужо тады я зацікавілася дзейнасцю Нацыянальнай кінастудыі, якая імкнулася да павышэння свайго творчага ўзроўню, і з захапленнем чакала навін пра беларускае кіно.

І дачакалася. Пра іх не так даўно расказаў нам, студэнтам факультэта журналістыкі БДУ, генеральны дырэктар «Беларусьфільма» Уладзімір Карачэўскі. Ён распавёў пра кінанавінкі, якія хутка выйдуць на экраны, паказаў моманты з кінапляцовак, падзяліўся далейшымі планамі, а таксама запрасіў на экскурсію на саму кінастудыю. Нам выпаў шанец прайсціся па павільёнах, паназіраць за здымкамі і пагутарыць з людзьмі, якія ўжо доўгі час працуюць у кінаіндустрыі.

У дзень экскурсіі Уладзімір Міхайлавіч сустрэў нас на парозе «Беларусьфільма». Ён быў узрадаваны тым, што на яго запрашэнне адгукнулася вялікая колькасць студэнтаў. Пажадаўшы плённага баўлення часу, ён «перадаў» нас Але Генадзьеўне Куркуль, адной з вядучых спецыялістаў «Беларусьфільма», якая і знаёміла нас з гісторыяй і сучаснасцю кінастудыі.

Перш за ўсё, яна прадставіла нам сучаснага беларускага рэжысёра Івана Міхайлавіча Паўлава. Ён заахвочваў у тым, каб мы дзяліліся сваімі ідэямі для будучых кінапраектаў. У той момант у мяне з’явілася думка расказаць пра ўласны сюжэт, які я трымаю ў галаве ўжо некалькі год. І, мабыць, калісьці насамрэч гэта зраблю. Тым больш, пабачыўшы на ўласныя вочы, як здымаюцца кінасцэны. Гэта вельмі цікава і захапляльна – назіраць за зменамі кадраў, гульнёй акцёраў і камандамі рэжысёра.

Не менш цікава было пашпацыраваць па павільёнах, дзе зараз здымаюцца фільмы. Мы патрапілі ў «кафэ», у якім збіраюцца студэнты, героі будучага сіткома «Ілюзіі», апынуліся ў «здымнай кватэры» аднаго з іх, пабачылі дэкарацыі з касцюмна-гістарычнага фільма па творы Людмілы Рублеўскай.

Таксама даведаліся шмат новага пра гісторыю Нацыянальнай кінастудыі. А яна вельмі багатая, бо на пляцоўках «Беларусьфільма» здымалі такія знакамітыя карціны, як «Дзікае паляванне караля Стаха», «Белыя росы», «У жніўні 1944», «Вянок санетаў» «Прыгоды Бураціна», «Дзяўчынка шукае бацьку»,і іншыя. Дарэчы, для мяне было адкрыццём тое, што народная артыска Расіі Ганна Камянкова, якая ў дзяцінстве выконвала ролю той самай маленькай дзяўчынкі, зараз агучвае самых знакамітых жанчын Галівуда.

Увогуле, вандроўка на «Беларусьфільм» была для мяне цікавай і пазнавальнай. Магчыма, у наступны раз я прыйду туды ўжо са сваёй творчай ідэяй.

ЕЛИЗАВЕТА МАЗУРЧИК

Это было просто «вау!»

Все желающие не смогли вольготно разместиться в коридорах киностудии, поскольку студентов было очень много. Что самое удивительное – сразу же попали на съемки фильма. В небольшом кабинете снимали сцену молодежного сериала «Иллюзии», однако увидеть воочию актеров так и не удалось: невозможно было протолкнуться. Зато происходящее в кадре можно было рассмотреть на мониторах, стоящих на столе в коридоре. Не хотелось мешать рабочему процессу, поэтому все сразу двинулись по «каналам» и «лабиринтам» огромного здания недавно отреставрированной киностудии.

Краткое знакомство с историей «Беларусьфильма» в экспозиционной зоне плавно перетекло в осмотр павильонов. В этом месте стояли декорации снимающихся фильмов и едкий запах ремонтных работ: там красили окна, сбивали мебель. Квартиры и бары, которые мы видим в фильмах, оказались картонными коробками, которые в два счета можно разобрать. Вот уж точно – «великая иллюзия»! Немного печально было осознавать, что все в кино – «понарошку». Ведь всегда воспринимаешь взаправду, веришь всему, что видишь на экране.

Коллекции реквизита, оружия, костюмов и военной формы, исторической мебели и сельской утвари произвели на меня впечатление хотя бы потому, что увиденное создавало абсолютно достоверный эффект «прикосновения к чьим-то чужим историям». Я долго ходила и рассматривала обувь, представляя, кто ее носил, где… Сколько километров проделал путь этот человек, весело ему было в тогда или грустно. Мужские и женские туфли, теплые ватники и льняные платья были изряднопоношены, кем-то «обжиты»...

Особенно запомнился кукольный персонаж из любимого многими поколениями фильма «Приключения Буратино»: встреча с «говорящим» Сверчком была, как встреча с детством… Это действительно – «вау!», потому что сказку про деревянного мальчика, точно, видели все и не один раз.

Здорово, что у всех желающих есть возможность увидеть и съемочную площадку нового сериала, и декорации старых исторических фильмов, и аппаратуру с режиссерским «креслом». Можно прикоснуться к одежде, которая хранит энергетику известных мастеров кино. И, что немаловажно, лично пообщаться с работниками «Беларусьфильма». Не упускайте возможность прикоснуться к киноиндустрии – в буквальном смысле слова!

ГАННА ВАРОНКА

Фільм гэта магія

У дзяцінстве ўсё, што мы бачым на экранах, здаецца сапраўдным і больш рэальным, чым нават ты сам. Ты гуляеш у двары з сябрамі – даганялкі, хованкі, усе справы. А потым з акна цябе заве маці, бо «Бураціна» пачаўся. І ты бяжыш дахаты глядзець казку, таму што яшчэ на тым тыдні абвёў у тэлевізійнай праграме: «17.10. Дзіцячы фільм «Прыгоды Бураціна».

І вось мне ўжо дваццаць, я студэнтка журфака. Нас з экскурсіяй прывялі на «Беларусьфільм». І вунь той самы Цвыркун, што граў на скрыпцы ў фільме, а вунь касцюмы Лісы Алісы і Ката Базіліа. І ў маю, здавалася, ўжо даволі дарослую галаву толькі зараз прыйшло ўспрыманне таго, што казкі не было насамрэч. А здымалі яе ў гэтых павільёнах «Беларусьфільму», якія я зараз бачу. А касцюмы даставалі вось з гэтых велізарных пакояў, дзе захоўваюцца тысячы адзінак адзення.

Фільм – гэта магія, гэта атмасфера і настрой. Тыя людзі, што робяць кіно – шчаслівыя. Бо маюць магчымасць ствараць успаміны для многіх людзей. І пражываць не адно жыццё. Усе мы трошкі Бураціны, што шукаюць залаты ключык; і Фёдар Ходас, што прадае карову, і Васіль, што седзячы ў бусліным гняздзе, весела спявае, хоць на душы сумна («Белыя росы»)... А часам нам шанцуе і весяліцца, і быць няўрымлівай, як Чырвоны Капялюшык.

«Беларусьфільму» ёсць чым ганарыцца. Нават калі б там знялі толькі фільм «Ідзі і глядзі» – які і пагэтуль уваходзіць у самыя аўтарытэтныя топы як адзін з самых велічных фільмаў усіх часоў і народаў – айчыннаму кінамастацтву было б за што дзякаваць. Але непазбежна трэба прызнаць, што нічога нават аддалена падобнага да вышэйзгаданага шэдэўра кінастудыя даўно не здымала. Але я моцна-моцна веру, што «Беларусьфільм» чакае росквіт і шмат цудоўных праэктаў.

А зараз у спадзяваннях чакаю прэм’еру фільма «Купала» – першую спробу зняць байопік аб беларускім пісьменніку, без якога нацыянальная культура і гісторыя была б адназначна іншай.

НИКИТА ЩЕРБАКОВ

Работает!

Интереснее всего на студии было послушать профессионалов. Например, художник-постановщик в одном из залов рассказывала нам, как работают над фильмом о Купале: как искали подходящую натуру в современном городе, как приходилось потом при помощи графики удалять из кадра плашки с адресами домов, рекламные постеры, камеры видеонаблюдения и другие предметы, выдающие современность – как из тусовочной Зыбицкой на экране возникает губернский Минск начала ХХ века.

Еще нас поводили по декорациям сериала «Мухтар». И это вызвало такое странное, пугающее чувство. Кажется, будто оказался в самом фильме, вот прямо в телевизоре, что ли. Настолько знакомый и, наверное, типичный для российского ТВ антураж заставляет даже паниковать и думать, а не сошел ли ты с ума.

Ну, а самое сильное впечатление осталось от визита в зал, где хранится инвентарь. Заходим, на стеллажах по обе стороны от входа лежат предметы. Мужчина рассказывает, как один неравнодушный прохожий давеча пожертвовал киностудии ценную вещь. Одна вылазка вглубь полки – и раритет оказывается у него в руках. «Советская любительская кинокамера в рабочем состоянии, предназначена для 8-миллиметровой пленки». Завел – работает! Работает! Я слышал, как она работает!

…Я сюда точно вернусь: хочу подержать ее в руках!

МАРИЯ СТРАХ

Conamore, «Беларусьфильм»!

Притаилась шляпа звездочета, засыпают гимнастерки, исчезает шлейф.

Опустили руки платья, отвернулись парики…

Полонез играет скрипка, пишет сказки пианино,

Тихо сели сновиденья, громко встали каблуки.

Кто-то прячется в карете, где-то слышатся шаги…

«По секрету всему свету» камень, ножницы, бумага,

Ноты, кресло, запах хвои,

Стол, пальто, сервиз, обои,

Шарфы, трость, словарь, багет

Мне на совесть перескажут повесть пролетевших лет.

Счастье ищет Арлекино, мать нашла звезду и сына, ищет девочка отца...

Послезавтра будет детство – расписание готово,

Коридор свернул к востоку, эхо просит свое слово.

А весна бежит… Не срочно?

Фотоснимки помнят точно

Все сомненья, все улыбки, все надежды наизусть.

Шелестят загадки в книге, не спешат с ответом окна,

Образа глядят тревожно, возмущается комод…

Приготовилась Охота! Росы белые спустились,

Опечалились сонеты, засмеялся Буратино и…

Часы остановились...

                                          Фото Елизаветы Мазурчик, Дмитрия Елисеева.

Прикладное киноведение от Людмилы Саенковой (в центре).


 


форма заказа
Прайс-листы

Предлагаем вашему вниманию прайс-листы на оказание различных видов производственных услуг