предыдущая следующая

Красота по-белорусски,
или Новый фильм Татьяны Кублицкой

9 июля 2019

АНТОНИНА КАРПИЛОВА

Для белорусской анимации Татьяна Кублицкая – известная и знаковая фигура. Дело не только в красивых и талантливых фильмах, которые получили много наград на международных фестивалях. Ее творческий путь, без преувеличения, – пример настоящей преданности своей профессии. Она прошла долгий путь по извилистым дорогам анимационной деятельности – от прорисовщика и контуровщика до художника-постановщика и режиссера фильмов.

Татьяна, как никто другой из белорусских режиссеров, умеет работать с самой сложной и одновременно кассовой аудиторией со знаком 0+. Наверное, потому, что ее фильмы всегда чистые и добрые, а главные персонажи будто излучают сияние. Фильмы Кублицкой так и просятся на страницы книги-перекладки – настолько они пронизаны стилистикой и духом книжной графики, традиции которой укоренились в нашей анимации. Изображение в лентах насыщенное и богатое, в нем много слоев и фонов, его всегда интересно рассматривать. К тому же режиссеру интересна белорусская культура во всех ее проявлениях – будь то народный орнамент или аутентичная музыка. И неинтересен условный персонаж, на которого скучно долго смотреть. Важнее прорисовать брови и нос, показать артикуляцию и прочие живые вещи. Поэтому персонажи Кублицкой буквально живут и дышат в пространстве кадра, они узнаваемые и очень симпатичные. Мне как музыканту близко гармоничное ощущение мира в фильмах Татьяны – это всегда торжество консонанса, только периодически прерываемое вторжением диссонанса. Для анимации, которая направлена в основном на детей, это важный смысловой и эмоциональный вектор.

Новая лента Татьяны Кублицкой «Паданне пра гуслі» («Сказание о гуслях», 2019) построена на внешне скромном и известном сюжете о поисках мальчиком своего отца на полях битвы. Но под рукой мастера этот рассказ вырастает до уровня притчи об истории белорусской земли, которая в течение многих веков была пропахана бесчисленными войнами и обескровлена невосполнимыми потерями. И что удивительно: при рассказе этой истории автор избегает декларативного пафоса и назидательности. От панорамы белорусской земли буквально щемит сердце, настолько она выразительная и уютная, с аккуратными полями, невысокими холмами, неяркими красками. Добавим к этой деликатной тональности общий неяркий колорит, фактуру домотканой одежды и деревянных хат с соломенными крышами.

В кульминационной сцене противостояния двух войск доминирует статика и отсутствие признаков батальности – и это тоже удивительно, потому что войны обычно ассоциируются с агрессивным движением и отрицательной энергией. Здесь же лица воинов прописаны условно и едва видны из-под шлемов, заметны только глаза, но какие они выразительные! Их взгляд смягчается при звуках гуслей, которые мальчик соорудил из того, что было под рукой, – щита и тетивы лука. И битва остановлена, оружие сложено. Поневоле возникает ассоциация с известным выражением «Красота спасет мир».

Браво мастеру за то, что в ленте выразительно отражены архетипы народной мифологии – Уж, Солнце, Ветер, к которым обращается мальчик во время своего пути. Актуален и поиск отца – архетипического образа, вечно недостающего не только в сказках, но и в реальной жизни. На сей раз все заканчивается хорошо, отец возвращается домой, избежав гибели на войне.

Характерный колорит визуального ряда дополняется не менее выразительным звуком. Вначале звучит теплый закадровый голос сказительницы, которая в жанре зачина вводит в действие фильма. А дальше в дело вступает звуковая магия «Нагуаль», самой мистической белорусской группы. Особое, щемящее впечатление вызывает тембр сопилки, которая у славянских народов зачастую выступает волшебным атрибутом фольклорного героя – он своей игрой на этом простейшем духовом инструменте завораживает и зверей, и страшных чудищ наподобие Змея-Горыныча. Кстати, с группой «Нагуаль» Татьяна Кублицкая работает не первый раз: ее музыка озвучила ленту «Песня Жаўрука», где тоже внесла ощущение живого акустического звучания и целебной ауры.

На самом деле несколько фильмов Татьяны Кублицкой совершенно естественно и органично складываются в цикл, который на сегодняшний день можно назвать тетралогией: это «Пилипка», «Песня Жаўрука», «Вясна ўвосень» и «Паданне пра гуслі». Их объединяет любовь к белорусской культуре, быту, языку, музыке. Неслучайно в их основе лежат белорусская народная сказка и авторские сказки Леонида Улащика и Владимира Короткевича. В «Паданне пра гуслі» еще больше окреп голос режиссера, которая выступила и как автор сценария, создав свою, авторскую сказку.


Автор сценария и режиссер Татьяна Кублицкая. Художники-постановщики: Татьяна Кублицкая, Алина Простак. Композитор Леонид Павленок (группа «Нагуаль»).

Роли озвучивали: Юлиана Михневич (Сказительница), Анна Козлова (Мальчик), Дмитрий Пустильник (Уж), Александр Ефремов (Ветер) и другие.


форма заказа
Прайс-листы

Предлагаем вашему вниманию прайс-листы на оказание различных видов производственных услуг