предыдущая следующая

МАСТЕРСКАЯ

7 августа 2018

ЮЛИЯ ЛЕШКО

ЛЮДМИЛА ПЕРЕГУДОВА

Участие в рецензировании дипломных работ режиссеров-выпускников БГАИ стало для нас отрадной традицией, которой уже три года. В минувшем июне мы познакомились с режиссерами кино и телевидения, выпущенными мастерской Владимира Забелло (ФЭИ, заочное отделение). Заочники – особая категория дипломников: большинство из них уже работает по специальности. Тем интереснее знакомиться с их работами: это актуальные режиссеры, которые не просто готовятся вступить в профессию, – они делают сегодняшнее белорусское телевидение.

Вероятно, некоторые из представленных на рецензию работ кто-то из читателей «НЭ» уже видел в эфире. В таком случае, давайте сверим впечатления. У нас они оказались очень позитивными: большинству представленных здесь дипломных работ мы, как рецензенты, просили поставить высший экзаменационный балл.


«ПОЛЕСССКИЕ РОБИНЗОНЫ»

Ян-Винцент Луцевич


Для своего дипломного фильма Ян-Винцент Луцевич выбрал неожиданный, но весьма востребованный сегодня формат. Судя по титрам, это очередная серия цикла, уже апробированного зрительской аудиторией оставшегося «за кадром» телеканала (очевидно, кабельного). Соавтор сценария и режиссер Я.-В. Луцевич дал своему документальному «сериалу» отличное название, отсылающее к белорусской литературной классике и, одновременно, определяющее научно-популярную, краеведческую направленность телепродукта. 9-минутная авторская миниатюра – своеобразный лайфхак для активных исследователей историко-географических достопримечательностей нашей страны. В популярной в молодежном интернет-сообществе форме «влога» дипломник подробно рассказывает о строительстве чума в белорусских лесах, не забывая при этом бегло осмотреть окрестности. Маршрут героев Налибокской «кругосветки» проложен от Ивенца до усадьбы Тышкевичей. Беглые зарисовки, сделанные с натуры (готика костелов, милые портреты животных, дорога, уходящая вдаль, пламя костра, заснеженные пейзажи…), органично перемежаются с фотоиллюстрациями из «старинной жизни» и.эффектной инфографикой (импровизированная карта, чертеж чума в разрезе и его обитатели).

При кажущейся простоте, этот «прикладной» фильм сделан по законам хорошей драматургии. Автор не чужд юмора, временами переходящего в иронию. Многоточие в финале (портрет заброшенного типового санатория советских времен на фоне развалин действительно старинного памятника архитектуры) приближает «Полесских робинзонов» к уровню современной телепублицистики. Восприятию «лекционного» материала способствует добротная звуковая палитра. Чувствуется, что автор и его команда искренне заинтересованы избранной темой. Жаль, что слишком лаконично и не всегда логично передают ее на экране. Есть вопросы и к операторской работе: многие кадры предсказуемы и не слишком выразительны.

«НЯБЕСНЫ ВАНДРОЎНІК»

Марат Майтак-Аннаоразов


Перед Маратом Майтак Аннаоразовым стояла трудная, но в высшей степени благородная задача: средствами документального кино создать портрет фигуры легендарной и загадочной, стоящей особняком в истории национальной культуры и науки. И с этой задачей дипломник справился достойно. Героем его фильма стал «белорусский Леонардо да Винчи», «белорусский Циолковский» Язеп Дроздович. Отсутствие летописного материала, зафиксированных на пленке свидетельств современников, «белые пятна» в биографии героя-отшельника, другие объективные препятствия не остановили молодого режиссера. Напротив – придали его экранному эссе особую художественную ценность.

К образу Язепа Дроздовича не часто, но все-таки обращались мастера белорусской кинодокументалистики (к примеру, С. Агеенко, «Летуценні Драздовіча»). Марат Аннаоразов пошел своим путем, не дублируя однажды найденного другими.

У фильма – четко выстроенная повествовательная структура и выверенная драматургия. Автор начинает свой рассказ с сенсационного информационного повода: директор Лувра, самого знаменитого музея в мире, во время пребывания в Минске в экспозиции Национального художественного музея выделил три работы неизвестного ему художника, самобытного и оригинального. Этим загадочным гением оказался Язеп Дроздович. Отличный зачин для фильма! И далее автор пытается приобщить нас, зрителей, к разгадке тайны творчества белорусского художника. Он не поддался искушению прочитать увлекательную лекцию «из жизни Я. Дроздовича». Он бережно вводит нас в мир его картин, известных и неизвестных.

Точным расчетом режиссера стало приглашение на роль «проводника» и «рассказчика» заслуженного артиста РБ Фомы Сильвестровича Воронецкого. Его приглушенный, без эффектных интонационных модуляций голос вносит ноту достоверности, сопричастности. В итоге фильм приобретает достоинство документального свидетельства.

Отдельной похвалы заслуживает работа режиссера с хроникальными документами. Их немного, но практически неиспользованные в отечественной кинодокументалистике кадры довоенного Вильнюса очень органично и точно вплетены в событийную канву фильма. Автор грамотно работает с музыкальным рядом: в фильме звучат Вагнер, Рахманинов, космические мотивы. Все это воспринимается в унисон с полифонической личностью героя.

Уверена, что эта работа может стать определенным вкладом в киногалерию образов национальных гениев.

«85-Й СЕЗОН»

Карина Мороз


Главный свой экзамен студентка Карина Мороз уже сдала на «отлично»: ибо премьера в эфире государственного телеканала «Беларусь 3» в рамках юбилейных торжеств Большого театра Республики Беларусь – это лучшее свидетельство профессиональной состоятельности молодого режиссера-постановщика. Хотелось бы, чтобы выпускники кафедры режиссуры и телевидения БГАИ как можно чаще в качестве своих дипломных работ предъявляли фильмы такого уровня – практически эталонные, актуальные, созданные командой специалистов-единомышленников, культурные в широком смысле этого слова.

Карина Мороз вполне могла использовать шаблоны, наработанные ее старшими коллегами-телевизионщиками. Жанр «юбилейного» фильма предоставляет эту возможность. Но дипломница предложила свое, авторское, прочтение заявленной темы. Бережно используя фондовые материалы, снятые за десятилетия такими мастерами документалистики, как Виктор Шевелевич, Карина Мороз отступает от наезженной колеи «датского фильма». Уже в прологе заявляет, что это фильм не архивный и не о замечательных достижениях прошлого. Фильм – о сегодняшнем дне Большого и о том, как формируется его завтрашний день. В основе 48-минутного фильма – добротный сценарий Анастасии Апанович: хороший белорусский язык, лаконичность, отсутствие пафосных славословий, четкая драматургия. Фильм структурно построен как музыкальное произведение – с увертюрой, прологом, кодой в финале (балерина из «Лебединого…» в луче света, открывается занавес и впереди «космос» зрительного зала…).

Телевизионный продукт такого формата предполагает наличие синхронов. Карина Мороз счастливо избегает традиционной беды многих телепрограмм: в ее фильме нет «говорящих голов». Есть влюбленные в свой Театр профессионалы, которые доверительно и ярко рассказывают о своих профессиях и службах. И тут еще один точный режиссерский ход: Карину не соблазнили эффектные кадры знаменитых спектаклей и портреты признанных звезд Театра. Она показывает и сцену, и закулисье. Все – на равных. И администратор, и контролер, и хореограф, и рабочий сцены, и художник-постановщик, и костюмер, и солист, и дирижер, и директор… Это – одна большая семья Большого театра.

Фильм динамичный, хорошо смонтирован. Удачная компьютерная графика, которая не диссонирует со снятыми «вживую» операторскими кадрами.

Оператор А. Лукашов делает свою работу и профессионально, и увлеченно. Для меня центральный образ фильма – кадр, когда зал рукоплещет создателям спектакля, на сцене артисты в поклоне, а за кулисами – технические работники театра, со счастливыми лицами сопричастности к чуду искусства.

Спасибо за любовь к театру! Спасибо за выбор профессии!

(Полная версия – в «НЭ» № 7, 2018) 



форма заказа
Прайс-листы

Предлагаем вашему вниманию прайс-листы на оказание различных видов производственных услуг