На этапе

3 декабря 2010

ЛЮДМИЛА ПЕРЕГУДОВА

До триумфа в Бресте фильм был показан один раз: 17 декабря 2009 г., на юбилее белорусского кино. И этого спецпоказа было достаточно, чтобы сложилась легенда о колбышевских «Волках». О картине говорят, ее приводят в качестве позитивного аргумента в дискуссиях о состоятельности «Беларусьфильма», ее хвалят, ей пророчат сложную, но интересную судьбу…

Есть и те, кто картину не принимает, упрекает в рыхлости драматургии, сомневается в зрительском интересе, считает тему «Волков» неактуальной и отработанной в отечественном кино уже с десяток лет тому назад. При этом все — и те, кто голосует «за», и те, кто «против», и те, кто занял нейтральную позицию — искренне приветствуют появление на Национальной киностудии режиссера с ярким авторским почерком, мужским характером и абсолютно самостоятельной творческой позицией. Смотрите, кто пришел! Смотрите, кто вернулся! Ай да Колбышев! Ай да режиссер!..

Полноценный полнометражный дебют в канун собственного 50–летия — это почти чудо и почти невозможная высота. Александр Колбышев эту высоту взял. И это — убедительный пример «из жизни» для тех, кто впадает в отчаяние, когда у них, вчерашних отличников и без пяти минут гениев, в профессии не складывается все вдруг и сразу. Колбышев от первого «Хрустального Аиста» за короткометражную «Охоту жить» до Гран–при Бреста и приза за лучшую режиссуру шел долгих 12 лет. Снимался у друзей, сам снимал многосерийный телепродукт. Не для души, наверное, но точно — для профессии. Чтобы приблизиться к своему главному фильму. И этот фильм — не «Волки».

Смею утверждать: главный фильм талантливого ученика народного артиста СССР Виктора Тимофеевича Турова (может быть, самого талантливого) — впереди. «Волки» — серьезная заявка на завтрашнее открытие, на фильм–явление, который просто обязан снять Александр Колбышев. «Волки» доказали: Колбышев — наследник по прямой лучших традиций национального кинематографа. А еще он — из породы философов и бунтарей, которые настойчиво идут к намеченной цели. Калачом ржаным его не поманишь. Он точно знает, какое кино будет снимать — настоящее, честное, жесткое,

х у д о ж е с т в е н н о е.

…Ездит на видавшем виды фольксвагене. Живет в студийном общежитии. Скоро въедет в новую квартиру, построенную на честно заработанные во время съемок сериалов рубли. Не пентхаус, конечно, и не в самом престижном районе, но по кольцевой всего–то полчаса. И воздух чистый!.. Хорошо. Он прошел Афган: у него правильная система ценностей.

Упрямо, медленно, но верно Александр Колбышев идет своей дорогой — в жизни и в творчестве. «Волки» — очень важная веха на этом пути. Есть ощущение: пройдет время — и именно с этой неровной, но искренней и концептуально авторской картины киноведы будут вести отсчет нового периода в истории Национальной киностудии «Беларусьфильм».

Кстати, своего первого «Аиста» молодой режиссер Колбышев разбил. Вдребезги, едва сойдя с фестивальной сцены… Теперь понятно: хрупкая птичка разбилась на счастье, это точно!

В прокат «Волки» выйдут осенью, после завершения каникулярно–отпускного сезона. И это правильно: картина требует от зрителя сосредоточенного и вдумчивого — даже не просмотра — сопереживания. И собственного, без подсказок, выбора. Ты волк или ты — человек?

Этот фильм — без героя: бежавший из ада в ад зэк слаб и беспомощен в своем стремлении увидеть семью. Его побег почти инстинктивен: так идущий ко дну человек в последней надежде на глоток воздуха хватает и тянет за собой, на дно, всех, кто оказывается рядом. Даже тех, кто пытается утопающего спасти. Кирилл Полетавев предсказуем с самой первой минуты своей мнимой свободы. Главное в фильме, наверное, это выбор тех, кто пытается беглеца спасти. Мальчик Шурка помогает обреченному потому, что хороший и добрый и еще не знает, не может знать реальных последствий. Клавдия, соседка–активистка суетится не от подлости натуры — от искреннего желания сделать как лучше, как надо — для всеобщего блага и как учит родная коммунистическая партия. И все они — не важно, добро ли, зло! — не ведают, что творят. Единственный человек «ведает» наверняка: председатель Кузьмич. Человек, прошедший войну и знающий ЧТО и КАК будет дальше. И так же точно знающий, как, несмотря ни на что, он поступит — по совести. И потому его трагедия глубже, чем страдания беглого Кирилла. Прекрасная роль Владимира Гостюхина! Она напомнила о его Рыбаке в «Восхождении» Ларисы Шепитько. Не по сути (герои абсолютно полярны), а по психологической глубине и творческой убедительности.

Еще о «Восхождении». У Сотникова был «мальчик в буденовке» и его взгляд — укрепивший в мужестве, утвердивший в правоте восходящего на Голгофу. В «Волках» ни у кого такого взгляда не было.

Один молодой кинематографист о «Волках» высказался так: «Мне не хватило в этом фильме любви». Да, мне тоже не хватило любви. И веры — не хватило. И надежды.

А вот на Колбышева надежда — есть!..

форма заказа
Прайс-листы

Предлагаем вашему вниманию прайс-листы на оказание различных видов производственных услуг