На минимальной дистанции

10 ноября 2014

АНТОН СИДОРЕНКО

«Перекресток»

Режиссер-постановщик – Анастасия Мирошниченко

Авторы сценария – Анастасия Мирошниченко, Елена Антонишина

Оператор – Александр Мороз

Режиссер видеомонтажа – Варфоломей Курага

Звукорежиссер – Светлана Сокол

Композитор – Алексей Ворсоба

Хронометраж: 60 минут

Дистанция в документальном кино, как в артиллерийском деле, – понятие ключевое. От того, на какую дистанцию автор сумел подойти к своему герою, зависит успех всего предприятия. Не сумел оказаться достаточно близко – не разглядел детали, не ощутил характер. Приблизился ближе разумного – принял чужую боль за свою, пожалел героя и вырезал наиболее эмоциональные и яркие кадры…

Фильм Анастасии Мирошниченко «Перекресток», кажется, счастливое исключение из правил. Фактически, первая серьезная самостоятельная работа молодого режиссера и сразу тройная удача – творческая, фестивальная, человеческая. Хотя своего героя Валерия Ляшкевича Анастасия приняла куда как близко к сердцу – не просто подружилась, но стала для него своеобразным ангелом-хранителем. Для непризнанного академическим миром художника, который живет на гомельском вокзале и держит свои картины и нехитрые пожитки в местной камере хранения, съемки стали переломным моментом. Благодаря «Перекрестку» и, как бы пафосно это не звучало, подвижнической деятельности его режиссера, о Валерии Ляшкевиче теперь знает множество людей не только в Гомеле, но и в столице. Работы художника охотно покупают. И даже жилищный вопрос для бездомного пенсионера, кажется, скоро все-таки разрешится.

Серьезный искусствоведческий материал о творчестве художника был написан еще в 1996-м. Но первая выставка работ Валерия Ляшкевича (которую организовала как раз Анастасия Мирошниченко) прошла в арт-кафе Национального художественного музея только в январе этого года. В тот же вечер состоялась премьера «Перекрестка». Точнее, первой версии картины – Анастасия Мирошниченко оказалась упорным и терпеливым автором, который не ленится улучшать свою работу до бесконечности.

В результате всех редакций «Перекресток» стал короче примерно на 10 минут. А оставшиеся 60 стали едва ли не самым заметным событием в белорусской документалистике за последние месяцы. Эта картина – вещь для отечественного «реального» кино сама по себе интересная и необыкновенная. Фактически, полнометражная лента создавалась около года на средства и на энтузиазме авторов с небольшим спонсорским дополнением. В рамках современной для Беларуси студийной системы такой фильм снять было практически невозможно: группа выезжала в Гомель и Санкт-Петербург (там разворачивается действие «Перекрестка») несколько раз в течение съемочного периода и не была ограничена сроками сдачи материала.

Настойчивость – одна из незаменимых черт характера режиссера – при создании «Перекрестка» испытывалась не раз: девять съемочных дней были разбросаны на протяжении целого года. Съемочная группа, а, чаще всего, только сама Анастасия и оператор Александр Мороз покупали билеты на поезд и выезжали в ночь, чтобы утром выйти со своим героем в зал ожидания, на тротуар возле дворцового парка, на Невский проспект. И каждый раз автор и герой становились чуточку ближе. Хотя самый первый приезд мог оказать и последним: Ляшкевич наотрез отказался сниматься, и только человеческое обаяние Анастасии Мирошниченко помогло наладить контакт с, в общем-то, неконтактным персонажем.

В результате весьма своеобразный в своем поведении человек не только согласился, чтобы за ним наблюдала видеокамера, но и впустил авторов в свой внутренний мир. Зритель может наблюдать уникальную личность в привычной для нее, но необычной для большинства из нас обстановке, и услышать закадровые размышления художника об обществе, цивилизации, творчестве, о своей судьбе. Закадровые – потому что говорить прямо в камеру герой все же не смог, монологи художника были записаны на диктофон, а потом совмещены с видеорядом.

Снятая хорошо известным в документалистике и едва ли не самым распространенным в последнее время методом наблюдения, картина является не только портретом современного «белорусского Пиросмани» и рассказом о его непростом существованием на фоне толпы. Авторам фильма удалось уйти от напрашивающейся репортажной формы. Глубокий, насыщенный образами портрет на какой-то минуте оказывается философской драмой о взаимоотношениях личности и общества. Не в последнюю очередь этому способствовали прекрасная и точная операторская работа Александра Мороза и объемная палитра звуков большого города, блестяще восстановленная в студии звукорежиссером Светланой Сокол. Собранный воедино Анастасией Мирошниченко ансамбль профессионалов вывел «Перекресток» на действительно художественный уровень.

(***)

Немаловажная деталь. Кино, которое создается на энтузиазме и за счет средств самих авторов, как говорится, сейчас в тренде. Но в отличие от любительских поделок «Перекресток» – очень удачная и профессионально сделанная лента. Недаром фильм заинтересовал шведского продюсера Малколма Дикселиуса, с помощью которого он, возможно, получит более широкую дистрибьюцию. А пока фильм в жанре полнометражного кинопортрета стал обладателем трех призов юбилейного 25-го открытого фестиваля документального кино «Россия» в Екатеринбурге: «Лучший фильм о человеке-созидателе», «Лучший дебют», и «Приз зрительских симпатий». В то время, как октябрьский номер «НЭ» выходит в свет, «Перекресток» принимают конкурсные программы Международного кинофестиваля «IFFEST DOCUMENT.ART» (Бухарест, Румыния) и Варшавского кинофестиваля.

Анастасия Мирошниченко провела за монтажом несколько месяцев, пытаясь отсортировать часы отснятого материала. Первоначальный вариант «Перекрестка» длился более часа, да и итоговый укладывается в 60 минут. И краткость в данном случае – враг таланта: это фильм-погружение, он ценен именно теми моментами, о которых мечтает каждый документалист. И которые удалось получить молодому белорусскому режиссеру благодаря настойчивости, таланту и открытому сердцу.

(Полная версия – в «НЭ» № 10, 2014)

форма заказа
Прайс-листы

Предлагаем вашему вниманию прайс-листы на оказание различных видов производственных услуг