предыдущая следующая

«Окрос пепела»: все по-взрослому

14 августа 2019

ЛЮДМИЛА САЕНКОВА

Та бабочка, слетевшая с небес…

А имя бабочки – рисунок…

(из грузинскиой поэзии)

Говорят, Грузия похожа на бабочку. Может, и так. А, может, на диковинное животное, которое жадно прильнуло к Черному морю, чтобы напиться воды в знойный день. И на летящую птицу тоже похожа. Грузия – страна полета, поиска, жажды обновления, страна, в которой на каждом шагу чувствуется присутствие мощного духа. Этот дух породил уникальную культуру, свободолюбивый характер, заставляет преодолевать препятствия и идти дальше. Идти дальше – значит думать о будущем.

В этой стране много студий, школ, где дети учатся снимать кино. Один из руководителей такой студии сказал: «Нас, грузин, не так много, и мы всегда должны думать о будущем». Мест, где грузинские дети создают свои фильмы, оказалось совсем немало: от Абхазии до Кахетии, от Рачи до Аджарии, от Имеретии до Мцхеты. С детьми работают не просто опытные педагоги, а именно те, которые имеют свой личный кинобэкграунд. Это значит, что детям передают киноопыт те, которые внесли свою лепту в славу грузинского кино. К слову сказать, в Грузии не чувствуется пресс табели о рангах. В фильмах, которые снимают дети, играют именитые грузинские актеры; призы юным кинематографистам вручают классики грузинского кино; мастер-классы в учебных мастерских проводят известные киномастера. О том, что такое грузинское кино, особенно та пора, которая называется расцветом, не надо говорить профессионалам во всем мире, в том числе и начинающим авторам того кинематографа, которому в Грузии точно еще предстоит эта пора. Будущее у грузинского кино есть, потому что о нем серьезно думают сегодня. Киноискусство в Грузии было и остается и национальной гордостью, и национальной заботой.

В 2011 году на базе Тбилисской европейской школы был основан Международный детский кинофестиваль «Окрос пепела» («Золотая бабочка»), который с тех пор проводится ежегодно. Партнерами фестиваля являются Ассоциация детских фильмов в Европе, Национальный центр кинематографии Грузии, мэрия города Тбилиси, киностудия «Картули пилми». У этого фестиваля есть все необходимое: оборудованные по последнему слову техники залы для просмотров, проведения воркшопов, тренингов; концептуальная программа, логотип; необходимая и весьма востребованная промопродукция – от блокнотов, ручек, значков, сумок, пакетов до каталогов и рекламного видео; широкая международная география и реклама; такое же широкое международное признание; призы в виде летящей бабочки, спонсоры…И, конечно же, хорошие фильмы. Да, и необходимый атрибут – красная дорожка, по которой с гордостью вышагивают дети со своими именитыми коллегами. Это территория равноправия и партнерства.

Фильмы на «Золотую бабочку» отбирает комиссия, в состав которой входят известные грузинские киноведы, критики. Количество регионов Грузии, «поставляющих» фильмы, с каждым годом увеличивается. Как увеличивается и количество зарубежных стран, фильмы которых участвуют в конкурсе. Например, в 2011-м году участвовало 22 страны, а в 2019-м их количество увеличилось до 40: Греция, Словения, Словакия, Болгария, Испания, Румыния, Сербия, Македония, Германия, Италия, Швеция, Норвегия, Бельгия, Бразилия, Америка, Южная Корея, Иран, Израиль, Канада, Польша, ОАР и т.д.– страны Нового и Старого Света, включая некоторые государства Африканского континента. Активное участие принимают авторы и фильмы из бывших советских республик: Азербайджан, Таджикистан, Казахстан, Россия, Украина, Молдова, Литва, Латвия, Эстония. Как оказалось, о будущем национального кино заботится очень много стран. Самый большой процент участников – из Грузии.

Регламентом фестиваля предусмотрен возраст авторов (до 18 лет) и обязательное самостоятельное участие («рука» куратора должна быть менее всего заметна), продолжительность анимационных, документальных и игровых картин не должна превышать 7 минут. Детский кинофест в Грузии проводится, как правило, в последних числах мая и заканчивается в первых числах июня. По сути, фестиваль посвящен Международному Дню детей. Во время фестиваля проводятся творческие встречи, дискуссии, мастер-классы с известными кинодеятелями. В разные годы гостями и членами жюри фестиваля были знаменитые как грузинские режиссеры, актеры, киноведы (Реваз Чхеидзе, Лана Гогоберидзе, Баадур Цуладзе, Кахи Кавсадзе, Георгий Овашвили, Георгий Долидзе, Нино Анджапаридзе, Дино Цинцадзе), так и зарубежные режиссеры, продюсеры, критики (Сергей Головецкий, Майкл Хоффман, Станислав Семирджев, Розица Младенова, Милена Грегор). Победителям вручаются призы, дипломы по разным номинациям: лучший режиссер, лучший оператор, лучший сценарий, лучший исполнитель мужской роли, лучшая исполнительница женской роли, лучший звук, лучший редактор, лучший документальный фильм, лучший анимационный фильм, лучший фильм о правах ребенка. Главный приз фестиваля – Гран-при, который вручается лучшему фильму года. Победители, как правило, участвуют в других зарубежных кинофестивалях такого же типа.

Конкурсная программа «Окрос пепела»-2019 состояла из 74-х фильмов (до работы отборочной комиссии их было в 7 раз больше). Надо сказать, что в ходе обсуждения фильмов, созданных детьми, во «взрослом» жюри (Наргиза Гардапхадзе – кинорежиссер, Ладо Сулаквелидзе – режиссер анимационного кино, Леван Цховребадзе – киновед, Людмила Саенкова – кинокритик) шли серьезные споры, были и серьезные расхождения. Главный критерий, по которому обнаружились несогласия – насколько заменяют мастера своих подопечных в создании фильмов. В некоторых произведениях, которые удивляли и восхищали своим глубоким содержанием и безупречной формой, трудно было обнаружить эту границу между собственно детским творчеством и помощью куратора-профессионала. В пестрой кинопанораме обнаружилась богатая палитра жанров, авторских стилей, операторских изысков, художественных поисков, креативных фантазий. Оказалось, что дети легко включаются в игру по созданию детективов и триллеров, мюзиклов и фэнтези, они свободно берут интервью, легко общаются с теми, кто намного старше, им незнакомо понятие «психологический» или какой-нибудь другой барьер.

Документальный фильм «Grandmothers» («Бабушки», Грузия) поразил своим чувствованием другого возраста, пониманием одиночества пожилых людей, пережитых ими драматических коллизий. Это спокойное, неторопливое, подробное и вдумчивое повествование об одиноких старушках, которые проживают и доживают свой век в горных селениях, самостоятельно справляясь с непростым бытом, не всегда дружелюбной природой, и при этом сохранивших сердечную радость и благодарность ко всему.

Китайский «Brothe’sHeaven» («Рай брата») впечатлил тем, как дети ощущают метафизику бытия, допускают и принимают идею жизни после смерти. Эта тонкая, изысканная картина о беспредельной любви брата и сестры, об отчаянии и душевном смирении при потере близкого человека, о духовном прозрении и душевной стойкости.

В японском «Responsibility» («Обязанность») дзен-буддистская философия органично «укладывается» на современные житейские практики. Румынская картина «Who» («Кто») удивила художественным изыском, живописной красотой, мировоззренческой глубиной, когда за внешней отстраненностью угадываются авторские размышления об экзистенциальной сущности человеческой жизни. В некоторых картинах просматривался оммаж великим кинорежиссерам. Например, удостоенный приза фильм «Dream» («Сон») явно тяготел к мистификациям Дэвида Линча. Это было сделано с азартом, фантазией, авторским переосмыслением опыта и традиций знаменитого американского кинопсиходелика.

В программе «Золотой бабочки» были фильмы, которые очень важны для детской аудитории и которых, к сожалению, не так много – образовательно-популяризаторские. Итальянские авторы, например, в увлекательной анимационной форме рассказали об истории египетской цивилизации, а африканцы поведали о традиции ритуальных масок. Это тот вариант экранных форм, который чрезвычайно важен для детской аудитории.


Во всех представленных фильмах чувствовались традиции национальных киношкол, ментальностей, художественных особенностей. Дети как будто тянут за собой шлейф тех кинооткрытий, которые были сделаны их старшими мастерами. Для польских авторов характерны моральные аспекты, приобщение к национальной истории; у румын заметны экзистенциальные акценты при внешнем минимализме; китайцы тяготеют к прозрению метафизических оснований в повседневности и к изобразительному изыску; японские авторы открывают философскую подоплеку сущего; португальцы демонстрируют изобилие живописных приемов; иорданцы – дидактико-воспитательные аспекты.

Что же касается грузинского кино, то здесь почти в каждом фильме было то, что всегда было так дорого и привлекательно в лучших национальных картинах этой страны: тонкий юмор, добрая ирония, лаконичный сюжет и необычное смысловое разрешение. Во всех грузинских фильмах, созданных детьми, это все было. Этому учат, в эту традицию посвящают, к этому приобщают, это воспитывают. Гран-при была удостоена грузинская документальная картина «Leo’sbirthday» («День рождения Лео»). Фильм нескольких уровней, где каждый последующий выводит на новую высоту. Шумная, веселая компания детей начинает возиться на кухне, чтобы приготовить изысканные хачапури. Все детали кулинарного искусства показываются подробно: замес теста, добавление необходимых ингредиентов. Рядом взрослые, которые консультируют, подбадривают, но не вмешиваются в чисто детское творчество. Все это перемежается розыгрышами, шутками, смехом, забавными историями. Наконец, все готово – и начинается поздравление самого смешливого из этой компании Лео, который также участвовал в создании общего чуда. И только потом выясняется, что дети эти не совсем обычные: все происходит в школе-интернате для слабо зрячих детей. По сути, это фильм о силе жизни, человеческой мудрости и непоколебимости духа.

Дети и в кино, и во время общения создали атмосферу поразительного карнавала, где все присутствующие ощущали себя свободными участниками этого действа, где не было ничего искусственного и тягостного. Это тот случай, когда взрослые были равны детям. Член жюри Наргиза Гардапхадзе, ученица В. Грамматикова, показала свою давнюю картину «Три истории с телефоном», которая вызвала всеобщий интерес на последующем обсуждении. Наргиза более часа отвечала на самые разные вопросы, со всей серьезностью и ответственностью относясь к каждому участнику дискуссии.

«Золотая бабочка» этого года была посвящена 130-летию Чарли Чаплина. Образ, дух великого комика ощущался во всем. В музее, созданном по личной инициативе любителя и обожателя творчества Чаплина, была устроена ретроспектива фильмов, на которые дети реагировали с невероятным воодушевлением. Каждый уголок музея хранит память об эпохе, фильмах непревзойденного мастера лирических гэгов: открытки, постеры, афиши, кружки, значки, фотографии. Во время фестиваля на воркшопах детьми были созданы короткометражки в духе чаплиновской пантомимы и буффонады, которые были представлены на заключительном вечере. На торжественном закрытии помощником на сцене был маленький артист в привычном для всех образе милого бродяжки, который смело перешагивал рампу и двигался прямо в зал, разыгрывая со зрителями комические интермедии.

Быть может, ничего этого не было бы, если бы не добрый ангел-хранитель этого фестиваля, его душа и оберег – генеральный директор Ираклий Джаошвили, который удивительно работает с детьми, обожает свое дело, просматривает, подготавливает, внимательно относится к каждой детали, среди которых нет ни одной «мелочи»: от дорожки, участников, просмотра фильмов до вручения призов и конферанса на сцене вместе со своими младшими подопечными. Ираклий – тот человек, который с детьми от начала и до самого финала. Интеллектуальным центром фестиваля является исполнительный директор Звиад Долидзе – известный в Грузии человек, профессор, автор блистательных монографий по истории мирового, грузинского кино, киновед, декан факультета искусствознания, медиа и менеджмента Грузинского университета театра и кино. Штат фестивальной дирекции насчитывает 15 человек, где каждый предельно внимательно относится к своим обязанностям, а все вместе – безупречная по слаженности команда.

Бабочка в древней мифологии означала силы возрождения, обновления, преодоления, воскресения. «Окрос пепела» («Золотая бабочка») воплощает это зримо. Надо полагать, что это образ Грузии, гордой и достойной страны, которая обязательно обновится, возродится и полетит, смело и высоко.


форма заказа
Прайс-листы

Предлагаем вашему вниманию прайс-листы на оказание различных видов производственных услуг