Осенние праздники. Покров

28 ноября 2012

СТРАНИЦА РЕДАКТОРА

…Международный женский день 8 Марта, который, как выяснилось, не такой уж и международный, — праздник, тем не менее, традиционный, популярный и, пожалуй, веселый: цветы, подарки, комплименты, общий ажиотаж… День матери, который в нашей стране праздновать стали не так давно, куда скромнее. Как, наверное, вообще, все, что связано с материнством. И если в большинстве стран он выпадает на второе воскресенье мая, в Беларуси День матери отмечают 14 октября — одновременно с великим православным праздником Покрова Пресвятой Богородицы. С праздником поздравляют не всех подряд представительниц прекрасного пола: только матерей и тех, кто ждет ребенка. В этот день не комплиментами осыпают женщин — словами любви, нежности и благодарности. За самое великое в мире чудо, сотворенное ими, за бесценный дар — жизнь.

Тема материнства вечна, неисчерпаема и благодатна. И, конечно, кинематограф, с первых мгновений своего существования, обратил свой взор на мать и дитя — помните одну из первых люмьеровских короткометражек, «Завтрак младенца»?.. После «фильмы», в которой симпатичная французская мамочка кормила свое капризное чадо, были разные ленты — драмы и комедии, притчи и детективы, мюзиклы и боевики… Если в центре сюжета — мать, если нерв повествования затрагивает материнские чувства, равнодушных не будет.

Не так давно российский президент Владимир Путин обратил внимание «мастеров культуры» и на качество, и на тематику кино–и, особенно, телепродукта, массово выдаваемого «на гора» в сопредельной державе. Очевидное, надо понимать, стало наболевшим. Многочисленные убойные сериалы, обеспечивающие высокий рейтинг, как стреляющее оружие, имеют «отдачу» — в виде пусть непрямой, пусть опосредованной, но проекции на действительность. В самом деле: не стоит заглядывать в бездну, не то однажды она заглянет в тебя. С этим спорить не приходится: достаточно бегло просмотреть криминальные сводки и… программы телеканалов.

Наш кинематограф, к счастью, трудно обвинить в криминальной направленности. Нас чаще упрекают в благостной, провинциальной патриархальности, «советскости». Что ж — каждому свое. Но есть определенное творческое мужество в том, чтобы следовать традиционным нравственным установкам — на добро, благородство, великодушие. Чтобы снимать кино, ориентированное на интеллигентного, культурного зрителя, который понимает не только «язык улиц» и эстетику кулака и кастета.

Тема номера возникла неслучайно. В первую очередь, потому, что на дворе — октябрь, а это и «бабье лето», и Покров. Во–вторых, продолжается работа над совместным белорусско–российским сериалом «Ой, ма–мо–чки!..», к сценарию которого имеет отношение половина редакционного коллектива нашего журнала — Юлия Лешко и автор этих строк. На прошедшем VIII Республиканском фестивале белорусских фильмов в Бресте состоялась его презентация: зрителям была продемонстрирована нарезка из двух первых серий. «Фокус–группа» в лице зрителей кинотеатра «Радуга» райцентра Кобрин приняла импровизированный промо–ролик очень благосклонно: большинство мест в зале традиционно занято женщинами… И, наконец, просто потому, что все лучшее в нас — от матерей.

Мы обращаемся к теме материнства.

Ефросинья Леонидовна Бондарева, которой в этом году исполнилось бы 90 лет, тоже была матерью. Просто мамой — для своего единственного сына. Крестной матерью — для целой плеяды белорусских журналистов, кинокритиков, кинематографистов, которые в ноябре в Институте журналистики БГУ готовят международную научно–практическую конференцию, посвященную памяти профессора Е. Л. Бондаревой.

Прекрасной матерью своим детям была Евдокия Яковлевна Романовская. О ней — новелла «Романиха», написанная со слов сына, старейшего члена редколлегии журнала «На экранах» Константина Романовича Романовского. Судьба этой замечательной белорусской женщины могла бы стать сюжетной основой для документального, а может быть, и художественного фильма.

Многогранная деятельность заслуженной артистки Республики Беларусь Светланы Суховей, которая в нынешнем октябре отмечает свой юбилей, не отменила и не заслонила главной ее женской «должности» — мама. Да и в ее отношении к коллегам, членам Белорусской гильдии актеров кино, председателем которой она является, сквозит поистине материнская забота!..

О матерях, потерявших сыновей в Афгане — документальный фильм режиссера Тараса Ващенко «Последнее письмо», ставший лауреатом прошедшего в Бресте VIII Республиканского фестиваля белорусских фильмов в номинации «Лучший неигровой фильм». Гран–при фестиваля получила также неигровая лента Михаила Ждановского «Дрисвяты. Песня и судьба», героиня которой, Эмилия Шавела — учительница истории, самодеятельная певица — певучая душа Дрисвят! Мама, бабушка, вдова, проживающая непростую, но необыкновенно светлую, почти праздничную жизнь. Потому что щедро делится всем лучшим в себе — с людьми.

Все «призовые» предпочтения жюри были отданы фильмам, утверждающим добро, любовь, справедливость: это традиционно и, в какой–то мере, показательно. Брестский кинофестиваль ориентируется на утверждение незыблемых общечеловеческих ценностей.

…Мы возвращаемся к теме материнства. Снова и снова…

С уважением — ЛЮДМИЛА ПЕРЕГУДОВА.

форма заказа
Прайс-листы

Предлагаем вашему вниманию прайс-листы на оказание различных видов производственных услуг