Слухи о смерти белорусского кино сильно преувеличены

28 ноября 2012

ЛЕОНИД ПАВЛЮЧИК

Журнала «На экранах» попросил поделиться своими впечатлениями о фестивале председателя жюри, члена Союза кинематографистов и Союза писателей России, действительного члена академии кинематографических искусств «Ника» и Евразийской телеакадемии, известного российского кинокритика Леонида Павлючика. Упреждая наши вопросы, Леонид Васильевич, как говорится, «во–первых строках» решил сказать о главном:

– Спасибо фестивалю — благодаря поездке в Брест я почти на неделю продлил для себя волшебство золотой осени, которая в Белоруссии особенно прекрасна. И спасибо Бресту — я люблю этот город, который для меня столь же дорог, как и мой родной украинский Ковель, где я вырос, как и Ленинград, где я учился в начале восьмидесятых годов на журфаке ЛГУ, как и прекрасный Минск, где я проработал первые десять самых счастливых лет своей творческой судьбы: сначала в газете «Знамя юности» в пору ее расцвета, а затем на киностудии «Беларусьфильм» в самом начале перестройки…

Воспоминания о «белорусском периоде» моей жизни заново нахлынули на меня в Бресте — городе, который я знаю уже более 35 лет. Дело в том, что моя жена, с которой мы учились в Ленинграде, а потом вместе работали в Минске, — родом из Бреста, ведь самые красивые девушки, как всем хорошо известно, — это брестчанки. Здесь, в Бресте, мы с Ириной отпраздновали шумную и веселую свадьбу, здесь у бабушки с дедушкой подрастали на каникулах наши сыновья. Поэтому я всегда бываю в Бресте с неизменным удовольствием. Вижу, как с каждым годом хорошеет этот город, который по чистоте, уюту, внутренней гармоничности и соразмерности жизни вполне сопоставим с самыми знаменитыми европейскими городами…

Не так давно я провел такой эксперимент: сфотографировал в Бресте пешеходную улицу Советскую и показал снимок своим московским друзьям. Мол, отгадайте, что за дивный град с безупречно выкрашенными домами и нарядно одетыми, ухоженными людьми отображен на моем снимке. Поскольку я постарался снять фотографию так, чтобы в кадр не попали вывески с белорусскими названиями, то ответы моих друзей поражали разбросом мнений: назывались и Лондон, и Антверпен, и Брюссель…

– И что вы сказали по этому поводу своим друзьям?

– Что сравнение Бреста с Брюсселем — большой комплимент для Брюсселя…

– Вы ведь не в первый раз «жюрили» на нашем Брестском кинофестивале…

Да, я был заместителем председателя жюри на самом первом киносмотре, в 1997 году. Тогда наш «ареопаг» возглавлял знаменитый актер и режиссер Владимир Меньшов, но в середине фестиваля он был вынужден уехать на съемки, и «коней» срочно поменяли прямо на переправе: мне пришлось впрягаться в ярмо коренника–председателя. Помню, в качестве лучшего игрового фильма наше жюри отметило тогда режиссерский дебют Николая Еременко–младшего «Сын за отца». Я горд, что мы выделили этот фильм: через несколько лет Николая, с которым мы дружили в Москве как земляки, как минчане, не стало…

К слову сказать, белорусы в российской столице стараются держаться вместе и помогать друг другу. В годы совместной работы на «Беларусьфильме» мы с Вячеславом Никифоровым, случалось, спорили и даже порой конфликтовали, а в Москве встречаемся как братья. И с недавно ушедшим Валерием Рубинчиком, которого на первом Брестском фестивале мы отметили за блестящую режиссуру документального фильма о художнике Борисе Заборове, нас тоже сильно сблизила Москва. Жаль, что в последние годы жизни он не успел реализовать свои творческие планы, связанные с «Беларусьфильмом».

– Можете сравнить первый и восьмой фестивали? Какие чувства у вас вызывает это сравнение?

Смешанные. А смешанные чувства, как любит иногда пошутить великий российский комедиограф Эльдар Александрович Рязанов, — это когда ваша теща на вашем автомобиле летит в пропасть…

– Ой, вы сразу начали с пропасти…

– Поэтому давайте сначала о хорошем. Например, я хочу сказать о высоком организационном уровне, на котором нынче проводится брестский киносмотр. Я ведь опытный фестивальный боец, объехал практически все главные российские кинористалища: от Сочи и Анапы — до Благовещенска и Архангельска. Да и в Берлине–Венеции–Канн е приходилось бывать. И скажу со всей ответственностью, что по четкости и слаженности функционирования фестивальной машинерии камерный и скромный брестский киносмотр ни в чем не уступает своим именитым собратьям. Спасибо за это руководству министерства культуры Белоруссии, брестским властям и дирекции фестиваля во главе с Галиной Шинкарь.

<.....>Но ситуация год за годом меняется к лучшему. Начну с того, что наше жюри, в которое вошли выдающиеся деятели белорусской культуры, посмотрело более 50 работ — анимационных, документальных, игровых фильмов и сериалов. Имея в наличии более полусотни картин, говорить о смерти десятой музы в Белоруссии как–то даже неприлично. Другое дело, что принципиального прорыва на «белорусском направлении» я не заметил, но в то же время вполне зримо обозначились и некие вполне обнадеживающие тенденции…

  1. На красной дорожке Брестского кинофестиваля — Народная артистка России Ольга Остроумова, министр культуры Республики Беларусь Павел Латушко и гендиректор киностудии «Беларусьфильм» Олег Сильванович.
  2. Члены жюри Дмитрий Зайцев, Леонид Павлючик, Сергей Кортес и конкурсант Виталий Дудин на крыльце гостеприимной «Весты».
  3. Владимир Бокун в «цветочном» окружении: слева — член жюри Людмила Московчук, справа — директор фестиваля Галина Шинкарь.
  4. Председатель Республиканского фестиваля белорусских фильмов, народный артист Беларуси Александр Ефремов приветствует брестскую публику.
  5. Генеральный директор Национальной киностудии «Беларусьфильм» Олег Сильванович и актриса Вера Полякова.
  6. Почетное право разбить фестивальную тарелку было предоставлено председателю БСК Виктору Васильеву и председателю Брестского горисполкома Александру Палышенкову.
  1. Народный артист Беларуси Геннадий Гарбук получил «Хрустального Аиста» «За выдающееся воплощение национального характера и большой вклад в развитие белорусского кинематографа».
форма заказа
Прайс-листы

Предлагаем вашему вниманию прайс-листы на оказание различных видов производственных услуг