Снимается кино?..

19 сентября 2011

СТРАНИЦА РЕДАКТОРА

О наболевшем. О неизбежном. О любимом. О телесериалах…

В нестареющем фильме «Москва слезам не верит» отрицательный, но обаятельный герой с двойным именем и двойственной натурой, произнес сакраментельные слова: «Через 20 лет останется одно сплошное телевидение!». Сроки, определенные Рудольфом–Родионом, уже прошли. А предсказанной им глобальной катастрофы, к счастью, не случилось: зритель по–прежнему с удовольствие ходит в театр, покупает книги и даже читает их; в кинотеатры тоже народная тропа не зарастает … И все–таки энтузиаст тотальной телевизионной экспансии во многом оказался прав. Наступило время — да что там! — наступила ЭПОХА, ЭРА телевидения. А всемирная сеть еще больше укрепила его позиции, предоставив неограниченные возможности интернетвещания.

Что предлагает сегодня ТВ своему покоренному вассалу — зрительской аудитории? Открываем популярную газету «Антенна», известную массам как «Ваш любимый телегид», смотрим программы центральных, региональных, кабельных и др. каналов, которым несть числа. Изучаем. И что же видим? Круглосуточный телемарафон разнокалиберных сериалов! Так и значатся в программе, занимая добрые 60 процентов (а то и больше) эфирного времени: «комедийный сериал» сменяется «мелодраматическим», «детективный» — «криминальным» (в чем, кстати, разница?), «военно–приключенческий» наступает на пятки «историческому», а тот, в свою очередь, «молодежному фантастическому»… Как видим, специально разработана даже целая жанровая шкала, очевидно, для того, чтобы не дать зрителю запутаться в многообразии предложенных зрелищ и не опоздать «в урочный день, в урочный час» на встречу с героями, ставшими роднее родни. И так — каждый божий день, без выходных!

Но речь не о проблемах телеконтента. Его сегодня не ругает только ленивый или, извините, слепоглухонемой. Давно пора чистосердечно признать телевизор полноправным членом семьи, учителем, другом, родственником, а его эфирное порождение — телесериал — властителем дум и вещателем культмассовых истин. И сдаться на милость победителя.

Не будем ретроградами и идеалистами. Телесериалы — мощнейшая высокодоходная, рекламоемкая индустрия, «дойная корова»«, которая, в отличии от кинопродукции, окупается практически сразу. Только «доить» ее надо умеючи. И, желательно, талантливо!

Ну, нет у нас в Беларуси своего родного сериала. С узнаваемыми героями, с понятными и близкими сердцу белорусского зрителя проблемами, с добрым юмором и светлыми слезами. И исторической захватывающей саги — так, чтобы и на минутку от телевизора не отойти — тоже нет. Попытки создания собственного многосерийного фильма были. К примеру, «Проклятый уютный дом» (режиссер Владимир Орлов), но время ему выпало не лучшее — снимали в действительно проклятые 1990–е.

Из нового. Первый национальный канал в середине прошедшего сезона представил «пилотку» сериала с обязывающим названием «Национальное достояние» (по одноименному детективу Ольги Тарасевич). Как–то не впечатлило… Но настойчивые телевизионщики руки не опускают: сейчас полным ходом идут съемки четырехсерийной лирической комедии с условным названием «Поймать Бельмондо». Предполагается снять что–то наподобие современного телевизионного аналога всенародно любимых «Белых Рос». Хорошая задумка! И минского москвича Анатолия Кота на родину (на время съемок) вернули, и дали возможность вернуться в игровое кино опытному режиссеру Николаю Князеву.

Говорят, ОНТ замахивалось на Витовта, но легендарный князь ВКЛ в руки телепродюсеров не дался. Может, оно и к лучшему: готовы ли творцы к освоению на телеэкране такого исторического пласта? У канала СТВ вообще юридический казус случился, на почве нарушения авторских прав на уже отснятый юмористический телемувик «Теоретики». Пришлось прервать показ буквально на третий день. Вот такая теория… без практики. Тут уж не до смеха.

В общем, нелегкая это работа — создавать собственный доброкачественный телепродукт. У «Беларусьфильма» тут серьезная фора. Во–первых, есть профессионалы, во–вторых, есть реальный опыт и традиции. Можем вспомнить героическую четырехсерийную эпопею «Руины стреляют» (1971, режиссер Виталий Четвериков), до сих пор не утратившую ни высокого пафоса, ни зрительского интереса.

Новейшая история телепроизводства «Беларусьфильма» напрямую связана с именем продюсера Глеба Шпригова. В результате творческо–производственно й смычки с российскими компаниями и каналами появились на свет военно–патриотические сериалы «Майор Ветров», «В июне 1941–го…», «Снайпер. Оружие возмездия», «Покушение», «Немец». Их прокатная судьба была предопределена еще до запуска в производство — на радость всем, кто отвечает за экономическую составляющую белорусского кинематографа.

Автономное плавание «Беларусьфильма» на волнах телеэфира оказалось не столь успешным. К примеру, трудно что–либо сказать об успехе — финансовом ли, фестивальном или творческом — мини–сериалов «Тень самурая», «Краповые береты» и телефильмов «Пока мы живы», «Трамвай в Париж». Премьерные сериалы «Тихий центр» (режиссер Рената Грицкова) и «Все, что нам нужно» (режиссер Иван Павлов) сделаны добротно, с интересными актерскими работами, но… Сегодня трудно с уверенностью сказать, скоро ли вернутся (и вернутся ли вообще) затраченные на их производство деньги.

Благое намерение творческого тандема «режиссер Сергей Шульга — худрук народный артист России Геннадий Полока» обратиться в телеформате к творчеству классика национальной литературы Якуба Коласа так и осталось благим намерением. Даже замечательный заглавный герой Талаш в исполнении народного артиста Беларуси Геннадия Гарбука, слаженный ансамбль белорусских актеров разных поколений, родные пейзажи и звучащая с экрана белорусская речь гарантии успеха не обеспечили. Архаично, невнятно с исторической точки зрения, напоминает лобовой плакат времен Агитпропа… И даже пронзительная любовная линия ситуацию не спасает.

Бедный, бедный дядька Якуб… Впрочем, народный писатель Беларуси и сам не слишком жаловал свою «Дрыгву», написанную «на злобу дня» в далеком 1934–м. Наверное, не все из литературного наследия надо «перечитывать» на экране. Даже небольшом, телевизионном…

Да, отечественное телевизионное кино нуждается в кардинально новом творческом подходе. Нельзя рассматривать его как «второразрядное мыло». Это тоже — часть большого экранного искусства. Снимать для ТВ надо так же хорошо, как и для киноэкрана, и по тем же строгим законам профессии и творчества. Не стоит заигрывать со зрителем, мол, на диване сидя, все проглотит. Именно телеэкран позволяет вести с аудиторией доверительный разговор на самые серьезные темы. Уверена, телевизионное кино — это та незаполненная сегодня ниша, которая поможет воспитанию чувств и души наших граждан. Для экранизации, в том числе, здесь просто целинные непаханые земли.

Но…

На Национальной киностудии сейчас идет работа над сериалами: «Снайпер–2. Тунгус» (режиссер Олег Фесенко), «Сетевая угроза» (продолжение истории о лейтенанте Качуре, удачно рассказанной в первой части, «Иллюзия охоты», режиссер Игорь Четвериков). Готовятся к запуску сразу несколько совместных телепроектов… Здорово: идет работа, будет финансовая отдача. Но ведь в запуске нет ни одного кинофильма! Вот закончит Пеэтер Симм свою художественную картину «Одинокий остров» — и все. Как и было предсказано, «одно сплошное телевидение». А кино?! То самое, важнейшее из всех искусств?..

На «Беларусьфильме» сейчас — время больших перемен. Пришел, наконец, новый генеральный директор Олег Сильванович, хорошо знающий тенденции современного мирового кинопроцесса. Хочется верить, что все у него получится.

И очень не хочется, чтобы киностудию «Беларусьфильм» переименовали в «телестудию «Беларусьсериал»…

Кино — оно, действительно, искусство. Важнейшее!

С уважением — ЛЮДМИЛА ПЕРЕГУДОВА.

форма заказа
Прайс-листы

Предлагаем вашему вниманию прайс-листы на оказание различных видов производственных услуг