предыдущая следующая

«Сверхкино» Татьяны Житковской

14 июня 2019

АНТОНИНА КАРПИЛОВА

Ушла из жизни замечательный мастер анимационного кино Татьяна Житковская. Замечательный – потому что талантливый, со своей творческой манерой, с игровым складом мышления и парадоксальной логикой.

Она прошла, что называется, все ступени работы в анимации: как художник-прорисовщик, художник-аниматор, постановщик и, наконец, режиссер. На изобразительной стилистике Татьяны Житковской отразилось то, что она получила образование художника-монументалиста и некоторое время работала в объемной анимации, с куклами. Ее потрясающие ленты уже стали классикой: это знаменитые «Динозаврик», «Сны поздней осени», «Фантазии Сидорова».

Богатый мир авторской фантазии и волшебных превращений царит в фильме «Котенок Филя и...» (1981). Хвастунишка Филя и его друг Змей Горыныч попадают в сложные ситуации, из которых пытаются выйти достойно. В центре фильма «Динозаврик» (1982) милый Динозаврик противостоит жадному Мурлокатаму. Как всегда у Житковской, юмор пронизывает весь сюжет. Запоминается сторожевая корова, служащая Мурлокатаму и выполняющая его глупые приказы. Визуальный стиль карикатуры, занимательный сюжет и динамичная музыка Владимира Кондрусевича привлекают и сегодняшних маленьких зрителей.

И тут же рядом – анимационная городская сказка, по своему содержанию более серьезная, чем детские ленты. Фильм «Не шуршать!» (1984) рассказывает о странных сказочных существах, которые приносят листопад. Поразительна сцена, когда директор парка играет с шуршатами в жмурки и превращается в маленького мальчика, летящего над парком вместе с листьями.

Как человек творческий и истинный новатор, Татьяна Житковская оставила свой след в разных областях. Например, в области первых белорусских полнометражных анимационных фильмов. На независимой студии «АФ-центр» в 1995 году она сняла ленту «Сын Человеческий» – своеобразное анимационное «Евангелие от Житковской».

Запомнились и стали классикой авторские ленты «Однажды осенний фотограф...» (1987) и «Сны поздней осени» (1988). Для первого фильма были сделаны куклы размерами больше традиционных, с «мимическими» возможностями. Именно они пригодились для отражения многоплановой притчи о человеческой памяти. Кульминацией этой проникновенной ленты стала сцена метафорического вихря жизни, переданного стремительным кружением кусочков старых снимков, которые порвал фотограф.

Тема поиска смысла прожитой жизни была продолжена в ленте «Сны поздней осени». Неожиданным здесь явилось обращение к ресурсам научно-популярного кино. Во время работы над лентой автор знакомилась со специальной литературой, смотрела фильмы о структуре клетки и Вселенной. В итоге притча о старике приобрела характер исследования взаимоотношений Природы и Человека. Пока насекомое в белой капсуле постепенно превращается в бабочку, расправляет крылья и взлетает, человек проживает свою жизнь. В финале старик видит в окно женщину, которая рассыпается на тысячи трепетных крыльев белых бабочек. Старик идет в темный туннель, где слышится звук приближающегося поезда, и делает шаг навстречу последней вспышке…

Режиссер постоянно осваивала новые смыслы современной сказки. Абсолютно неожиданной стала ее лента «Кто?» (1986), созданная по одноименному стихотворению Александра Введенского, известного «обэриута». И в этом фильме авторская фантазия не знает границ. Дядя Боря становится дудочкой и удочкой, а мальчик Петя – большими напольными часами и индюком. Получилась веселая сказка-небылица в форме детской считалки и игрушки-калейдоскопа.

Атмосфера вымысла царит и в ленте «Горе луковое» (1997), где мальчик Павлик превращается в персонажа компьютерной игры. Девочка Маша из фильма «Фантазерка» (1999) создает в своем воображении волшебный мир, где мифологические лешие, чудовища и деревья-великаны существуют рядом с современными вертолетами и мальчишками-уфологами, а лучшей подругой Маши становится… лягушонок Варвара. Прием гиперболы и визуальной метафоры торжествует в картине «Переоценка ценностей» (2001). Мальчику надоело делать школьные уроки, и он начинает фантазировать: муха превращается в слона, слова «котлета» и «гимназия» – в «кошказиму» и «гимнафрику».

Анимационными средствами осваивалась Житковской и экологическая проблематика. В ленте «Клетка» мужчина и женщина бросают в клетку капусту и морковь. Кто-то загадочный, кого мы не видим, сидит в клетке, грызет морковку и попискивает. В итоге оказывается, что в клетке живет обычный кролик. Главный смысл фильма прост: вместо того, чтобы быть защитником всего живого, человек уничтожает его ради удовлетворения своих потребностей.

Татьяна всегда была новатором, открывая для белорусской анимации новые жанры и смысловые горизонты. Таков актуальный жанр фильма-анекдота на армейские темы – «Фантазии Сидорова» (второе название «Взвейтесь, соколы, орлами!», 1991). В постмодернистской стилистике рассказана жизнь рядового Сидорова, который пытается скрасить однообразие службы своими мечтами. Фильм по-настоящему смешной, в нем собрана целая «коллекция» солдатских баек. Последняя работа Татьяны – цикл фильмов «Про девочку Женю» – все так же фонтанирует каскадом анимационных придумок.


…Татьяна была счастливым человеком – и в профессии, и в семье. Ее муж Александр Найман стал сценаристом многих ее картин. Совместная выставка живописи и скульптур Татьяны Житковской и Александра Наймана, прошедшая в 2018 году в художественной галерее «Артель», пользовалась успехом у профессионалов и получила хорошие отклики зрительской аудитории.

Татьяна Житковская была одной из немногих, кто понимал и чувствовал неповторимый и своеобразный язык анимации. Да, аниматоры уходят, но анимация остается. «Сверхкино», как говорил об анимации Сергей Эйзенштейн, действительно призывает к себе самых талантливых


форма заказа
Прайс-листы

Предлагаем вашему вниманию прайс-листы на оказание различных видов производственных услуг