предыдущая следующая

Свое и чужое

9 августа 2017

НАТАЛЬЯ АГАФОНОВА

Студия «Летапіс» представила два новых фильма: «Чужое и свое» Г. Адамович и Янка Купала» В. Аслюка. Оба созданы режиссерами одного поколения и одной школы. Выпускники первой белорусской мастерской кинодокументализма Виктора Дашука стартовали в профессии одновременно со своей страной – в 1991-м. Их творческое «вызревание» прошло на волне национального возрождения, их авторские приоритеты впоследствии разветвились, их режиссерские достижения сложились в солидные портфолио.

Документальный «антинуар» Галины Адамович «Чужое и свое» – из ряда фильмов, когда проникновение внутрь отчужденного «невидимого миру» пространства сопровождается острым болевым воздействием. Не просто хоспис, нодетский хоспис. Не просто паллиатив, но жизнь в обнимку со смертью…

Однако все-таки – про жизнь. Взбадривающие нотки рассыпаны вдоль долгого (52 минуты) фильма Галины Адамович как щепотки приправ к горькому блюду. Переживать другого как себя. В этом – этическая правда нормального человеческого чувства.

А возможна ли инверсия, когда свое – будто чужое? Об этом, по-моему, короткий (26 минут) фильм Виктора Аслюка.

Кинокартина «Янка Купала» появилась в обойме «Летапісу» по традиционно-формальному принципу – 135 лет со дня рождения нашего Поэта. Но автор сценария Ольга Дашук и режиссер Виктор Аслюк намеренно уклонились от праздничной интонации – в поисках утраченного…

Снимать кинолекцию, Виктор Аслюк, к счастью не умеет. Рефлексировать о творчестве Купалы в парадной тональности сегодня просто неуместно. А размышлять о «ломке» его поэзии в тоталитарные времена (как пытался, например, Альгерд Бахарэвіч) просто невозможно в рамках официальной белорусской документалистики.

Думаю, ни один из этих вариантов перед режиссером даже не возникал. Боясь сфальшивить, авторы не стремились создавать портрет поэта. Они оттолкнулись от идеи мерцания поэтической строки, которая перевоплощается на экране в многочисленные лингвистические вариации (литературные переводы) и звучит из разных уст.

Продвижение от концепции к ее кинематографическому воплощению через документированную реальность – непривычный и некомфортный для Виктора Аслюка вектор. Обычно он идет ровно наоборот – от реальности, за которой наблюдает, в которой растворяется и из которой создает экзистенциальный эпос белоруса.

В фильме «Янка Купала» (возможно, неосознанно) режиссер также вышел в бытийное и ментальное пространство белоруса. Тут он остался верен себе, что закономерно для крупного художника.

Полная версия – в «НЭ» № 6, 2017

форма заказа
Прайс-листы

Предлагаем вашему вниманию прайс-листы на оказание различных видов производственных услуг