ВИКТОР ТУРОВ. ФИЕСТА-45

10 октября 2016

…Детских воспоминаний об отце у меня очень немного. И сейчас я с горечью осознаю, насколько мало я знаю человека, который дал мне жизнь, поддерживал мои первые шаги в кино…

Благодарна двум авторам – Леониду Павлючику и Ефросинии Бондаревой за бережное и кропотливое изучение жизни и творчества Народного артиста СССР, кинорежиссера Виктора Турова. Их книги «От исповеди к эпосу» и «От сердца к сердцу», написанные о моем отце в разные годы, во многом помогли мне понять и узнать его – пожалуй, лучше, чем довелось при жизни.

РОДОМ ИЗ ДЕТСТВА

Этой фразой начинается добрая половина статей об отце. Высказывание Антуана де Сент-Экзюпери стало названием одного из самых знаковых фильмов Виктора Турова. Фильма, изначально не принятого критикой, но нежно любимого самим режиссером. Фильма, который стал своего рода исповедью целого поколения.

«Все взрослые сначала были детьми»– писал Экзюпери в предисловии к «Маленькому принцу».

«Детство у них было разное, но в чем-то удивительно похожее. Может быть потому, что у всех в детстве была война…» – словами рассказчика начинается фильм «Я родом из детства». От его лица говорит с нами сам режиссер.

Отцу было всего пять лет, когда на нашу землю пришла беда.

Он родился и рос в Могилеве, в семье кадрового партийного работника Турова Тимофея Антоновича и комсомольской активистки Марии Исаевны, работницы трикотажной фабрики. Родители – выходцы из крестьян: он с Могилевщины, она с Витебщины. Познакомились в ФЗО. Романтики 30-х годов, свято верившие в идеалы коммунистического будущего…

В 1941-м Тимофей Антонович занимался организацией эвакуации жителей Могилева, но свою семью отправить вглубь страны так и не успел. Как не успел забрать ее и в партизанский отряд, куда сам ушел для борьбы с оккупантами.

Мария Исаевна осталась в доме свекра с двумя маленькими детьми (сестре Светлане было всего два года).

…Зимой 1942-го маленький Витя увидел, как в дом вошел бородатый мужчина: «Я обрадовался, догадываясь, что это и есть мой отец, соскочил с печки и бросился к нему. В это время в дверь ворвались другие люди…»

За домом следили, ждали ночного визита Турова в семью. И, наконец, дождались…

Спустя годы маститый режиссер, едва сдерживая слезы, говорит в биографическом фильме Юрия Цветкова: «Его скрутили и увели. Быть может, он бы и сопротивлялся, но ведь были мы!.. Его увезли в могилевскую тюрьму. Мать навещала, возила передачи. Однажды вернулась, а сверток, который она несла отцу, оказался при ней… Молча села, и дед ни о чем ее не спросил.  Взял из передачи предназначенный сыну табак, свернул цигарку. То же самое сделала и моя никогда прежде не курившая мама. И дед снова ей ничего не сказал…».

В тот день отец Вити был расстрелян в районе Печерского парка и закопан в общей могиле…

Мать с детьми вернулась в Могилев. Но осенью сорок третьего попала в облаву и была вывезена в Германию, в Рейнскую область, в семейный лагерь.

…Мать была на работах, а когда вернулась, нашла сына почти бездыханным: у ребенка была отбита почка, сильно изранено лицо. Шрамы от экзекуции – на лице и в душе – остались на всю жизнь.

Но никогда отец не воспринимал жизнь в черных красках. «Я не отношусь к тем людям, которые говорят, что война навсегда накладывает мрачный отпечаток, - говорил он. – Человек продолжает жить, он пребывает в реальном мире, полном новых переживаний, ситуаций, открытий. Невозможно все время держать в памяти войну!»

Но и забыть не получилось.

ФИЕСТА 45

Весной 1945-го семья оказалась в лагере для перемещенных лиц.

Это были фантастические дни… Победа была всеобщим Праздником, объединившим народы, а в мире царили братство и взаимопонимание – именно таким запомнил это время восьмилетний мальчик.

Спустя годы режиссер Виктор Туров и его друг, сценарист Геннадий Шпаликов, назовут это время «Фиестой 45» и задумают снять жизнеутверждающий фильм о весне Победы. Мечту об этой картине отец пронес через всю свою жизнь.

Подлечившись в военном госпитале от туберкулеза, девятилетний Витя пошел учиться.

Выписка из Книги протоколов педсовета СШ №24 г. Могилева за 1955 год: «Туров обладает незаурядными способностями. Прекрасно рисует, чертит. Дисциплинирован. Вежлив. Сдержан. Аккуратен. Исполнителен. Усидчив. Настойчив. Любознателен. Активный общественник. Педсовет школы представляет Турова Виктора к награждению серебряной медалью»

Решение о выборе профессии помог принять случай: « Однажды (учился в 9-м классе) наткнулся на журнал «Искусство кино», в котором рассказывалось о ВГИКе, о мастерской Сергея Герасимова, знаменитом курсе, на котором учились те, кто потом составил костяк артистов в «Молодой гвардии». С удивлением узнал, что это обыкновенные ребята, такие же, как я, многие из глубинки. И во мне что-то екнуло: значит, и мне можно?!..»

И Виктор поехал в Москву – пока только «на разведку».

«До ВГИКа я добрался в том же году. Ходил, смотрел, а сам – насмерть перепуганный, весь зажатый. Решил, что с моими шрамами и перекошенным после избиения в концлагере лицом я для кино не подхожу. Куда мне в артисты!.. Выбрал режиссерский».

Мало кто верил, что он пройдет по конкурсу, родственники прочили парню физико-математическое будущее. Но отнеслись с пониманием. И на следующий год дядя повез Витю в Москву на мотоцикле (так было дешевле!) – поступать.

***

ТУРОВ ВИКТОР ТИМОФЕЕВИЧ – кинорежиссер, сценарист, неоднократный лауреат международных кинофестивалей. Заслуженный деятель искусств, Народный артист Республики Беларусь, Народный артист СССР. Лауреат Государственной премии СССР и Государственной премии Республики Беларусь (посмертно). Руководитель мастерской режиссуры игрового кино Белорусской академии искусств, академик Международной славянской академии наук, образования, искусств и культуры.

Награжден медалью имени Франциска Скорины.

Фильм «Через кладбище» в 1995 году по решению ЮНЕСКО включен в сотню лучших фильмов о Второй мировой войне.

Всего снял 26 фильмов.

Фильмография

1959Гомельские танцоры(документальный)

1959Наш Салігорск(документальный)

1960 – Беларусь сацыялістычная(документальный)

1961Комстрой (новелла из киноальманаха «Рассказы о юности»)

1962Звезда на пряжке (новелла из киноальманаха «Маленькие мечтатели»)

1964Через кладбище(дипломная работа)

1966Я родом из детства

1967Война под крышами

1969Сыновья уходят в бой

1971Жизнь и смерть дворянина Чертопханова

1973Горя бояться – счастья не видать

1974Время ее сыновей

1976Воскресная ночь

1979Точка отсчёта

1981Люди на болоте

1982Дыхание грозы

1984Меньший среди братьев(телевизионный)

1988Красный цвет папоротника («Переправа»)

1989Высокая кровь

1993Черный аист

1994Шляхтич Завальня, или Беларусь в фантастических рассказах

 (Полная версия – в «НЭ» №№ 8-9, 2016.)

1.     Елена, Ника, Артем и Оксана Туровы.


2.     Курс Довженко на родине Мастера.


3.     На съемках фильма «Через кладбище».


4.     На съемках фильма «Я родом из детства».

5.     Белорусские классики. Виктор Туров и Алесь Адамович.


6.     «Точка отсчета». С оператором Юрием Марухиным.


7.     На съемках фильма «Люди на болоте».


8.     На съемках фильма «Переправа».


форма заказа
Прайс-листы

Предлагаем вашему вниманию прайс-листы на оказание различных видов производственных услуг