«Война и мир Дмитрия Лося»

1 декабря 2010

В день начала работы VII Республиканского кинофестиваля белорусских фильмов в Бресте по телеканалу ОНТ показали новый фильм производства киностудии «Беларусьфильм» «Трамвай в Париж». Этой двухсерийной телевизионной лентой, созданной в жанре комедийной мелодрамы, дебютировал в кино выпускник мастерской народного артиста Беларуси М. Н. Пташука Дмитрий Лось. Эта же картина включена в конкурсную программу Брестского фестиваля. То есть одновременно фильм и попадет на «суд зрителей», и получит оценку профессионалов. Мнение режиссера о своем фильме объективным быть не может по определению, поэтому побеседуем с Дмитрием Лосем о самом процессе создания нового фильма. И еще немного о том, что этому предшествовало.

ЮЛИЯ ЛЕШКО

–Дмитрий, по первому образованию вы художник…

–Да, художник. И с некоторых пор — художник–монументалист.

–Это каким–то образом повлияло на ваши творческие пристрастия в кино?

–Первая профессия — это хорошее подспорье в то время, когда я не снимаю кино. Потому что она позволяет обеспечивать семью и переживать «творческие простои», не теряя чувства собственного достоинства.

–Монументальная живопись — это, как я понимаю, масштабные настенные панно, фрески, так?

–Да. Это, по сути, фрагменты интерьера.

На них есть спрос? Сразу в воображении возникают какие–то сельские клубы с большой «картиной» на стене в фойе…

–Сейчас очень модно украшать таким образом интерьеры загородных домов. И в России (я совсем недавно с семьей окончательно переехал из Санкт–Петербурга на родину, в Минск), и у нас. Без куска хлеба я точно не останусь, имея такую профессию в запасе.

Вы очень хорошо дебютировали: короткометражный фильм «Война», созданный вами по мотивам новеллы Сомерсета Моэма «Непокоренная» получил несколько высоких профессиональных наград, главные из которых — главный приз МКФ «Золотой Витязь» и приз имени В. Турова на V Национальном кинофестивале в Бресте. Наверное, трудно было найти сценарий, чтобы у хорошего начала творческого пути было такое же достойное продолжение?

–Трудно. Потому что те сценарии, которые я предлагал на киностудию, утверждены не были. Я хотел снять ремейк фильма моего учителя Михаила Пташука «Про Машу, Витю и морскую пехоту». Эта идея не нашла поддержки. Потом я занялся продвижением оригинального сценария, написанного самим Михаилом Николаевичем, «Кремлевские куранты». Это тоже не имело успеха. Но я не опускаю руки, работаю. Снимать режиссеру нужно, чтобы квалификацию не терять.

–Первая профессия помогает в режиссуре?

–Есть что–то общее, кроме того, что обе профессии творческие. Но эта связь не на поверхности. Художники думают руками…

–Чем понравился сценарий Е. Амельченко и В. Белько (в первоначальном варианте он назывался «Оптом и в розницу»)? Я знаю, что его прохождение по инстанциям было очень трудным, и даже на стадии Экспертного совета Министерства культуры Республики Беларусь он не был одобрен. То есть, его экранизация вполне могла бы и не состояться: было много претензий к художественному уровню сценария.

–Мне сценарий понравился… в контексте заданного формата. Кроме того, были какие–то личные совпадения с героями…

–?!.

–Да, моя личная история о поступлении на курс к Пташуку чем–то похожа на историю героини. Ее пригласили в Париж, а она осталась на родине. У меня тоже была возможность продолжить образование за границей, в Дюссельдорфе, но я предпочел остаться в Минске и учиться кинорежиссуре.

…Этот фильм для меня во многом — эксперимент. Он и в буквальном смысле экспериментален: создавался по новым нормативам. На написание режиссерского сценария мне было отведено 10–12 дней (раньше — месяц), на подготовительный период — 30 дней (раньше — два месяца). В результате двухсерийный телефильм был снят всего за 36 дней. Затрачено было 1,5 млрд белорусских рублей. Это, конечно, мизер. То есть, постановка абсолютно «незатратная», и я думаю, фильм окупится очень скоро.

–Кому вы адресуете эту экранную историю?

–Это типичный «телемувик», его целевая аудитория — женщины возрастной категории 30+.

–Вы довольны выбором актеров на главные роли?

–Да, я очень доволен. Сначала я планировал на главные роли Андрея Панина, Алену Бабенко и Дину Корзун. Предварительная договоренность у меня уже была. Мы даже расписали съемочный график, но потом, по разным причинам, пришлось вернуться к тому, что снимать будем по максимуму своих актеров. И я об этом ни разу не пожалел.

Кадры из фильма «Трамвай в Париж»

(Полная версия — в «НЭ» № 6, 2010).

форма заказа
Прайс-листы

Предлагаем вашему вниманию прайс-листы на оказание различных видов производственных услуг