Времена не выбирают...

3 декабря 2010

АНТОН СИДОРЕНКО

Времена не выбирают. По крайней мере, в жизни. А в кино — пожалуйста, сколько угодно. Искусство для того и предназначено, чтобы примерить на себя чужое время, почувствовать себя героем другой эпохи. В случае с «Волками» Александра Колбышева время чужое, а эпоха та же самая. Перефразируя Варлама Шаламова: эпоха не может миновать, пока по улицам ходят ее невольные участники, живые наследники жертв и палачей.

Полнометражный дебют Александра Колбышева для большого экрана многие поспешили зачислить в анахронизмы, опоздавший на два десятилетия отзвук киноархипелагов времен «Перестройки и Гласности». И в самом деле, фильм «Волки» легко представить в виде еще одного разоблачительного памфлета. Этапы, «колючка», вертухаи. «Одна ночь Александра Колбышева»… Ночь, которая в полном соответствии с перестроечным кинематографом оканчивается очень плохо для ее непосредственных участников и… возвращает надежду белорусскому кино.

Качество и уровень произведения искусства измеряются его универсальным характером. Изъятые из «оттепельного» и перестроечного контекста «Волки» остаются близкими и понятными, и, наверное, не только соотечественникам. Хотя именно нам ближе всего то ощущение негласного сопротивления жестокой несправедливости по имени неправедная власть, о котором рассказывают режиссер Александр Колбышев и автор литературной основы Александр Чекменев. Повесть «Волки» и одноименная картина демонстрируют принципиальное разделение людей на жертв и палачей. Большинство участников эти роли не выбирает, но есть упрямое меньшинство, которое, по крайней мере, пытается сопротивляться выбору судьбы.

Режиссер и критики неоднократно подчеркивали экзистенциальный, быковский, характер «Волков», весьма подходящий времени написания повести (1964). Начало двухтысячных многие называют временем без героев, даже «женским» временем. Возможно, именно так заканчивается эпоха, в которой героями становились без особой на то охоты. В «Волках» показана трагедия героев по принуждению, которым выпала участь жертв, но которые нашли в себе силы сопротивляться, что и является главным смыслом картины. Отсутствие хеппи–энда, обязательного для отечественного кино, которое пока безуспешно тянется за Голливудом, — знак авторского высказывания: любой иной исход показанной в «Волках» истории стал бы компромиссом.

«Мужской» стиль, явная тяга к брутальной тематике Александра Колбышева выразились еще в студенческих курсовых, дипломной «Охота жить», продолжились полицейскими «Хрониками убойного отдела». «Волки» выглядят попыткой своеобразного освобождения авторского сознания от данной темы, что совпадает с заявлениями самого режиссера. Психологическая драма с минимум выстрелов, жесткое дыхание жестокого времени — «Волки» сняты вполне современно, может, время мелодрам пока не пришло?

«Волки» — едва ли не единственная белорусская кинокартина за последние несколько лет, к которой применимо понятие «произведение искусства». И если признаки искусства в современном сплошь развлекательном кино считаются и выглядят анахронизмом, то лента Александра Колбышева и впрямь может считаться устаревшей, к большой чести ее создателей.

форма заказа
Прайс-листы

Предлагаем вашему вниманию прайс-листы на оказание различных видов производственных услуг