ЗВОН КАК МОЛИТВА…

11 августа 2016

Эта публикация, на первый взгляд, не имеет очевидной связи с предыдущей, названной авторами «Начало». Но это не так: дело в том, что рецензировать дипломные работы студентов Сергея Катьера нам, сотрудникам журнала «На экранах», приходится не впервые. С первым выпуском мастерской Сергея Галиевича мы так же знакомили наших читателей: в свое время делали обзор курсовых студенческих работ, а затем рецензировали и дипломные фильмы режиссеров-«катьеровцев» («Мастерская», НЭ №7, 2012).

Мария Арех – из того, первого выпуска. Она закончила факультет экранных искусств (курс телережиссуры) Белорусской академии искусств в 2012 году,работала в Белтелерадиокомпании, на киностудии «Беларусьфильм», сегодня на собственной студии занимается производством документального кино, социальной и коммерческой рекламой.

М. Арех впервые доказала свою профессиональную состоятельность рекламным фильмом: ее дипломная работа была заказной и называлась «Сукно». Рискованный выбор молодого режиссера! Но этот выбор был сделан вполне осознанно: буквально со студенческой скамьи Мария Арех последовательно и целенаправленно осваивает специфику рекламного фильма. В ее творческом багаже на сегодняшний день есть удачные эксперименты именно в рекламном формате: это лаконичные (30 секунд), оригинальные по идее и воплощению, снятые с отличным чувством юмора и ритма социальные ролики «Почувствуй себя мужчиной», «Курение ускоряет старение» и др. Самобытный почерк явственно прочитывается и в документальном фильме Марии «Бестолочь»: в 26 минут экранного времени режиссер вместила целую философию жизни открытого ею героя – чудика и мудреца, несущего свой трудный крест светло и истово. Это зрелая, цельная работа человека интересного, глубокого, пришедшего в режиссуру совсем неслучайно.

И вот – еще один фильм Марии, снятый ею уже не в качестве студентки-выпускницы, а в статусе основной творческой единицы в штате собственной «Творческой студии Марии Арех»– «Бездушный звонарь». Фильм с интересной предысторией и с не менее интересной перспективой. Фильм, достойный стать началом цикла и – многообещающим началом профессиональной биографии.

В марте 2015 г. стали известны четыре организации-победителя из Беларуси, прошедших в финал Международного грантового конкурса «Православная инициатива», который проводится по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Москве. Один из финалистов – частное торгово-производственное унитарное предприятие «Творческая студия Марии Арех» с проектом «Колокола Православия». Конкурс был серьезный, в два тура, среди участников – представители Франции, Бельгии, Болгарии, Австралии, Германии, России и других стран.

Руководителем проекта «Колокола Православия» стала кандидат искусствоведения Елена Шатько, преподаватель Белорусской академии музыки, которая почти 15 лет занимается изучением традиции колокольного звона в Беларуси, является автором нескольких книг на эту тему. Показать значимость церковного колокольного звона в православном богослужении не просто и очень ответственно, поэтому все участники проекта получили благословение и отслужили молебен на начало дела.

Съемочная группа в составе режиссера и сценариста Марии Арех, руководителя проекта Елены Шатько, операторов Альберта Ермакова, Александра Бондарева, Павла Тенина, звукорежиссера Виктора Лазовского провела съемки на колокольнях и в храмах Беларуси: в д. Дубой Столинского района Брестской области, записывала детей-звонарей в Покровском храме г. Витебска, отделение звонарей Минского духовного училища. Состоялись выезды в Свято-Данилов монастырь г. Москвы, в Александро-Невскую Лавру г. Санкт-Петербурга. Протяженность экспедиционных поездок – тысячи километров! Во время этой масштабной православной экспедиции были зафиксированы потрясающиеколокольных звоны и яркие эмоциональные диспуты главных героев, съемки велись на пронизанных всеми ветрами колокольнях. Шел поиск, менялась концепция фильма, в кадре появлялись новые лица…

Результатом стал фильм, который воспринимается и как самостоятельная лента, и как начало серьезного документального исследования на такую сложную, многомерную тему, как православие в его различных аспектах.

***

Информационным поводом для рождения картины стала стихийно возникшая в кулуарах православной епархии дискуссия о правомочности распространения «бездушных звонарей» – электронных устройств, позволяющих приводить в действие механизм, имитирующий работу приходского звонаря. На экране последовательно возникают и очень эмоционально говорят священнослужители и миряне из разных приходов, они отстаивают свою точку зрения на «бездушного звонаря».

У зрителя есть возможность принять чью-то сторону или же составить собственное мнение по поводу этого чуда техники. Чуда… И с какого-то момента разговор о электронном новшестве переходит совсем в иное русло.

Ведь церковные таинства, столь ревностно соблюдаемые и отправляемые православной церковью, включают в себя колокольный звон как часть многовекового ритуала, в котором труд звонаря имеет свой сакральный код. Это – послух, служение, молитва. Которую слышит Бог…

Ткань фильма похожа, если можно так сказать, и на сребротканую рясу священника, и на легкую паутинку платка на голове одной из героинь ленты, женщины-звонаря из полесской деревни. Потому что звон колокольный вписывается в звукоряд ленты и живет своей отдельной жизнью. И даже льющийся с экрана, он несет с собой неизъяснимую радость. Таким образом, даже для невоцерковленного человека знакомство с культурой православного колокольного звона оборачивается своего рода введением в православие как часть национальной духовной культуры.

Бесценны кадры, запечатлевшие труд звонарей в звоннице: не часто можно увидеть зарождающееся прямо на глазах у зрителя вдохновение. Просветленные лица и ликующие колокольные переливы создают необыкновенный эмоциональный фон картины. Да, можно приобщиться и к церковной музыке, и к религии предков, слушая колокола.

Немало святых мест – больших и малых – посетила съемочная группа фильма. Режиссер дала слово каждому, кому было, что сказать о колоколах. И сложилась, как мозаика, не только картина славянской православной культуры, но и социально-культурный срез славянского духовенства и православной паствы как части современного общества.

Свет и надежду несет этот фильм, заявленный и начавшийся как отклик на «узкоспециальную» проблему. И проблема оказалась шире, и концепция переросла самое себя – опять же, прямо на глазах у зрителей.

Как сложится экранная судьба «Бездушного звонаря»? Где смогут увидеть этот фильм-размышление зрители? Очевидно – в фестивальных залах авторитетных международных фестивалей «Золотой Витязь» и «Magnificat» и других кинофорумах, ориентированных на «духовное» кино. Обязательно – в церковных приходах. Хорошо бы – на телеэкранах в тематических программах или на просторах Инета. Такие фильмы нужно смотреть!

 
 
2012 г. Выпускники БГАИ, будущие режиссеры кино и ТВ со своими педагогами.

2016 г. Мария Арех на съемках фильма «Бездушный звонарь».

форма заказа
Прайс-листы

Предлагаем вашему вниманию прайс-листы на оказание различных видов производственных услуг